Знай своего трейдера
Тим Уисвелл, бывший трейдер Deutsche Bank, уволенный в августе 2015 года из-за скандала с отмыванием $6 млрд, подал иск к банку. Финансист требует от банка восстановить его на работе и выплатить моральный ущерб.
Иск бывшего главы трейдинга российского подразделения Deutsche Bank Тима Уисвелла (Tim Wiswell) был подан в Замоскворецкий районный суд 17 сентября и принят к производству. Согласно картотеке дел ближайшее заседание назначено на 15 октября. Как рассказала РБК адвокат Елена Духина, представляющая интересы финансиста в суде, ее клиент требует от банка восстановление на работе в прежней должности, компенсацию среднего заработка за время вынужденного прогула, а также компенсацию морального вреда. «Клиент считает, что его увольнение было незаконным, и рассчитывает получить компенсацию от банка. Речь может идти о сумме в 0,5 млн долл.», — сказала она.
Утрата доверия
По словам адвоката, банк уволил трейдера 18 августа 2015 года с формулировкой «утрата доверия со стороны работодателя» (ст. 81. п. 7 ч. 1 Трудового кодекса РФ). Других документов, которые объяснили бы причину увольнения сотрудника, банк не предоставил, утверждает она. «Обычно по такой статье увольняют кассиров, растративших средства компании, или завхозов, которых подозревают в хищениях», — говорит Духина.
Она предполагает, что увольнение Уисвелла могло быть связано с расследованием, которое начали американский и европейский регуляторы в отношении Deutsche Bank в связи с подозрением в отмывании крупных сумм российскими клиентами банка. По мнению адвоката, возможной причиной увольнения могла быть работа с клиентом из ближнего окружения россиян, попавших в санкционные списки США и Евросоюза.
Духина говорит, что трейдер просто исполнял поручения своего клиента. «Претензии банка, что финансист должен был своевременно докладывать руководству, что клиенты имеют отношение к санкционному списку, мне кажутся необоснованными», — считает Духина.
Подозрительные операции
О скандале с отмыванием денег в Дойче Банке стало известно весной 2015 года, когда ряд СМИ опубликовал информацию о начатом в банке внутреннем расследовании в связи с выявленными сомнительными операциями с деривативами в Лондоне. 30 июня банк сообщил, что он «расследует обстоятельства сделок с акциями, совершенных некоторыми клиентами Дойче Банка в Москве и Лондоне» и носивших подозрительный характер. Банк также заявил, что принял меры дисциплинарного характера в отношении ряда сотрудников. По данным Bloomberg, речь может идти о сумме около $6 млрд, которая была незаконно выведена за границу в 2011–2015 годах. Deutsche Bank сообщил западным регуляторам о выявленных нарушениях, а также привлек к расследованию экспертов из Лондона и Нью-Йорка.
Банк уведомил об этом британское Управление по деловой этике в финансовом секторе (FCA), Европейский центробанк и финансового регулятора Германии Bafin.
В середине июля стало известно, что департамент финансовых услуг штата Нью-Йорк запросил в Deutsche Bank информацию о деятельности московского офиса банка в рамках проверки данных об отмывании денег, сообщило агентство AFP со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Американское ведомство запросило у Deutsche Bank электронную переписку, документы, списки клиентов и прочие материалы по делу, чтобы проследить путь транзакций «на миллиарды долларов», которые якобы могли быть использованы для вывода из России доходов сомнительного происхождения.
Ушел из России
В начале сентября РБК писал, что Deutsche Bank AG планирует закрыть основной бизнес в российской «дочке» — торговлю ценными бумагами (55% выручки). По словам источника, близкого к головному офису банка во Франкфурте-на-Майне, это решение связано с санкциями и плохой системой контроля в московском офисе: сотрудников последнего подозревают в содействии отмыванию денег, идет расследование. 18 сентября Deutsche Bank официально объявил об оптимизации своего российского подразделения инвестиционно-банковских услуг. Это упростит процессы, минимизирует затраты и риски, говорится в сообщении банка.
Официальный представитель российского подразделения Deutsche Bank отказался от комментариев.