Общество, 08 окт 2015, 00:25

Жертвы «Трансаэро»

Читать в полной версии
Фото: Transport Photo Images

Банкротство «Транс­аэро» приведет к проблемам в подконтрольном «Ростеху» Новикомбанке, который выдал авиакомпании 8 млрд руб. и до сих пор учитывает этот кредит как работающий и перспективный.

РБК удалось ознакомиться со списком долгов авиакомпании «Трансаэро» банкам, который был подготовлен к совещанию в правительстве. Цифры подтвердили источники, близкие к этим банкам. В соответствии со списком самый большой кредит выдал ВТБ — на 12,7 млрд руб., за ним следуют Газпромбанк и Новикомбанк, долг перед которыми составляет по 8 млрд руб. По 7,5 млрд руб. «Транс­аэро» должна Промсвязьбанку и Московскому кредитному банку, по 6 млрд руб. — Сбербанку и Россельхозбанку.

При этом у Сбербанка кредит зарезервирован на 100%, сказал РБК топ-менеджер госбанка. Глава ВТБ Андрей Костин ранее говорил, что их кредит выдан под госгарантии, которые покрывают его на 90%. У остальных банков резервы меньше. Например, у Промсвязьбанка кредит зарезервирован на 30%, говорил ранее РБК источник, близкий к банку. У МКБ — на 20%.

А например, у Новикомбанка резервы не созданы вообще, сказал РБК собеседник, знакомый с отчетностью банка на 1 сентября. При этом кредит номинирован в иностранной валюте.

Поскольку договоренностей между «Аэрофлотом», кредиторами и лизингодателями на совещании в правительстве достичь не удалось, в случае банкротства компании под эти кредиты банкам придется создать стопроцентный резерв. Это сильнее всего ударит по Новикомбанку, у которого в этом случае норматив достаточности базового капитала опустится ниже установленного минимума в 5%, а сам резерв составит 20% капитала.

«Если норматив базового капитала опускается ниже минимума, то банк не сможет выдавать новых кредитов до того момента, как норматив будет восстановлен, — сказала РБК начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. — Кроме того, возможно ограничение на прием вкладов».

«Учитывая небольшой запас капитала первого уровня у Новикомбанка (6,3% на 1 сентября), банк может быть ограничен в создании дополнительных резервов, однако ожидаемая докапитализация на 3,6 млрд руб. должна несколько улучшить ситуацию», — предполагает аналитик Fitch Анна Ерачина.

По данным источника, близкого к Новикомбанку, норматив может быть нарушен даже в случае докапитализации в 3,6 млрд руб., которую в октябре Новикомбанк ожидает от акционера (госкорпорации «Ростех»). В настоящее время госкорпорации принадлежит 34,04% акций банка, ее дочерней организации «Рособоронэкспорту» — еще 23,63%, то есть совокупно 57,67%.

Собеседник РБК добавляет, что избежать нарушения норматива достаточности базового капитала банк сможет, если зарезервирует кредит «Трансаэро» на 60%, и это с учетом ожидаемой от «Ростеха» докапитализации.

В настоящее время Банк России рассматривает вопрос о предоставлении банкам возможности формировать резервы под кредиты авиакомпании по графикам, согласованным с Банком России, отметила пресс-служба регулятора в ответ на запрос агентства ТАСС. График — своего рода льгота, которая позволяет банкам формировать резервы по проблемным кредитам не единовременно, как установлено правилами, а постепенно.

Как ранее писал РБК, ЦБ планирует определиться с графиком до конца этой недели. По их словам, кредиторы уже направили письма в ЦБ по его запросу с указанием размера кредитов, объема резервов по ним и описанием залогов. Регулятор при этом намерен сделать график единым для всех кредиторов, независимо от суммы задолженности перед ними авиакомпании и размера уже сформированных резервов, указывают собеседники РБК. Они уточнили, что тем самым ЦБ не хочет выделять банки, которые особо пострадают от банкротства «Трансаэро».

Все упомянутые в списке банки отказались комментировать тему «Трансаэро».

Кредиторы, среди которых МКБ, «Международный финансовый клуб» (МФК), Абсолют Банк, Новикомбанк, продолжают бороться за спасение «Трансаэро», предлагая различные варианты, например конвертировать часть долга в капитал банков, списать часть задолженности или передать авиакомпанию в управление консорциуму банков.

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
B2b-маркетплейсы в 2025 году: какие 6 трендов будут доминировать
Pro
Интерес россиян к жилью в ОАЭ и Турции угас. Какие страны заняли их место
Pro
Запретить и заплатить: как еще бизнесу защитить право на свои разработки
Pro
«Уделите 80% своего внимания персоналу». Уроки лидерства с нуля
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам