Дело Серебренникова, 08 ноя 2018, 00:55

«Было как-то горько за Родину»: с чего начался процесс Серебренникова

В Москве начался процесс по делу «Седьмой студии». «Ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять смысл не можешь», — отреагировал на предъявленное обвинение Кирилл Серебренников
Читать в полной версии
(Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС)

Мещанский суд Москвы в среду, 7 ноября, начал рассматривать по существу дело о мошенничестве на 133,2 млн руб., выделенных в качестве субсидии АНО «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова.

​Прокурор Олег Лавров читал обвинительное заключение около полутора часов. Большую часть документа составляет перечисление операций, в результате которых фигуранты дела, как считает гособвинение, незаконно обналичивали бюджетные средства и присваивали их.

Все обвиняемые, кроме Юрия Итина, попросили суд о возможности выступить с показаниями в начале процесса — до допросов свидетелей и изучения письменных материалов дела. Первым выступил Серебренников. Он давал показания чуть больше часа. Вопросы ему задавал адвокат Дмитрий Харитонов.

Фигуранты дела

По делу проходят Серебренников, бывший генпродюсер «Седьмой студии» Алексей Малобродский, экс-директор «Седьмой студии» Юрий Итин, бывший главный бухгалтер Нина Масляева, бывший руководитель департамента господдержки искусства Минкультуры Софья Апфельбаум (на момент задержания — директор Российского академического молодежного театра) и бывший генпродюсер «Седьмой студии» Екатерина Воронова. ​Масляева — единственная из обвиняемых, кто признал вину.

Главное из выступления Серебренникова на суде

— «Проект «Платформа» был придуман, потому что было как-то горько за Родину, — рассказал Серебренников. — У меня возникла идея сделать проект, существующий на стыке театра, танца, музыки и медиа. Появилась возможность создать жанр, которого не было в нашей художественной практике».​

— «Много было разговоров о том, чтобы искусством занимались негосударственные институты; это было в русле стратегии инноваций, которую продвигал Медведев. Я сидел рядом с президентом, и так получилось, что мне удалось предложить проект и рассказать о нем», — вспоминал Серебренников... Оставил Медведеву свои листики (письменное изложение концепции «Платформы»).

Действующие лица: какие сроки получили фигуранты дела «Седьмой студии»
Фотогалерея

— «В Минкультуры меня спросили — у вас есть какая-то фирма? Вы же деньги должны получать. Я сказал, что у меня ничего такого нет. На совещании, помимо Апфельбаум, был некий господин из финансового департамента. Он сказал, что обычно образуют АНО, это самая удобная форма для общения с министерством. Создать «Седьмую студию» — это было предложение того господина».

— ​«Я тогда гонорар получил и вложил его, Итин тоже вложил свои накопления, и мы смогли запустить проект. Плюс я искал какие-то кредиты». (Позднее эти средства были возмещены режиссеру из субсидии.)

— «Программа мероприятий «Платформы» утверждена, она не учитывала провалы финансирования. Мы же не могли сказать публике: «Расходитесь, нам деньги не пришли. Поэтому всегда стоял вопрос, откуда взять деньги​».

— «Я не признавал и не признаю себя виновным. Это обвинение не просто абсурдно; ты вроде понимаешь все слова, но связать их воедино и понять смысл не можешь».​

Что вменяют фигурантам дела

  • Серебренников и Итин основали «Седьмую студию» в 2011 году, «зная о планируемом выделении средств на реализацию проекта «Платформа» и «имея корыстный умысел, направленный на личное обогащение путем обмана и злоупотребления доверием» со стороны чиновников.
  • Для хищений они создали «устойчивую сплоченную группу, в которую привлекли Малобродского, Воронову, Масляеву». С чиновницей Апфельбаум сотрудники «Седьмой студии» договорились о ежегодном выделении средств для АНО.
  • Изначально «Седьмая студия» получала бюджетные средства не субсидией, а по конкурсу — торги проводились на заключение госконтракта на реализацию проекта «Платформа». Условия конкурса были сформулированы так, чтобы гарантировать «Седьмой студии» преимущество, считает гособвинение; в составлении конкурсной документации Апфельбаум помогал Малобродский. В итоге в условиях конкурса появилось требование провести показы постановки по поэме Льюиса Кэролла «Охота на Снарка». В репертуаре артистов из «Мастерской Кирилла Серебренникова» как раз был такой спектакль. В итоге «Седьмая студия» оказалась единственным участником торгов и получила госконтракт.
  • Перечисленные «Седьмой студии» по контракту средства были обналичены с помощью фиктивных договоров с предпринимателем Валерием Синельниковым, который при этом «не был осведомлен о преступном умысле».
  • В дальнейшем, заключая соглашения о субсидии, сотрудники «Седьмой студии» стали направлять в Минкультуры «заведомо недостоверные» списки планируемых мероприятий с завышенной оценкой затрат на них. К обналичке сотрудники «Седьмой студии», по версии прокуратуры, привлекли несколько знакомых предпринимателей, а также подконтрольные им полтора-два десятка юрлиц​.
  • Сумма каждого из десятков фиктивных контрактов составляла несколько сотен тысяч рублей. Получив деньги, члены группы присваивали их и распоряжались ими «по своему усмотрению».
  • Обязанностью Апфельбаум было «обеспечить отсутствие надлежащего контроля» за отчетностью «Седьмой студии». При этом о каком-либо вознаграждении для чиновницы в обвинительном документе речь не идет. ​​
Pro
Смартфоны изменили мозг зумеров. Как это влияет на их работу и отношения
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
«Система не менялась с 70-х». Чем обернулось корейское экономическое чудо
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России