Общество, 08 дек 2020, 18:34

Умер последний министр обороны СССР

Евгений Шапошников был последним военным, который носил звание маршала. По данным СМИ, в конце ноября у него диагностировали COVID-19 и пневмонию. Несколько дней назад его состояние ухудшилось
Читать в полной версии
(Фото: Станислав Красильников / ТАСС)

На 79-м году жизни скончался последний министр обороны СССР, маршал авиации Евгений Шапошников. Об этом РБК сообщил руководитель аппарата «Клуба военачальников» Николай Дерябин.

«К сожалению большому, это правда, Евгений Шапошников скончался», — заявил он.

По словам Дерябина, пока ему причины смерти Шапошникова неизвестны. «Маршалов у нас больше не стало, это был последний маршал рода войск — маршал авиации. Теперь только генералы армии и адмиралы флота», — добавил он.

Как отметил Дерябин, дата похорон пока неизвестна, но «можно не сомневаться, что будет похоронен на военно-мемориальном кладбище в Мытищах».

По данным Telegram-канала Mash, у Шапошникова 25 ноября был диагностирован коронавирус COVID-19 и пневмония. Тогда его госпитализировали в одну из столичных больниц и подключили к аппарату ИВЛ. «5 декабря состояние ухудшилось, резко упал уровень кислорода в крови», — говорится в сообщении. ТАСС, ссылаясь на источник в медицинских кругах, подтвердил информацию о том, что Шапошников умер из-за коронавирусной инфекции.

Шапошников родился 3 февраля 1942 года на хуторе Большой Лог Аксайского района Ростовской области. Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца, а затем Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. В 1984 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

С 1959 года служил в авиации. В ее рядах Шапошников начал свой путь от летчика-истребителя. В 1960-х стал командиром звена в Прикарпатском военном округе, позже работал на различных управляющих должностях, в том числе командиром 787-го истребительного авиаполка в Группе советских войск в Германии. В 1988 году он стал первым заместителем главнокомандующего Военно-воздушных сил страны (ВВС), а с июля 1990 года по август 1991 года занимал должность главнокомандующего ВВС. В этой должности он также был заместителем министра обороны СССР, Маршала Советского Союза Дмитрия Язова.

Во время августовского путча 1991 года Шапошников выступил против Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) и поддержал президента РСФСР Бориса Ельцина. В то же время его руководитель — глава Минобороны Язов — поддержал ГКЧП.

С 23 августа по 26 декабря 1991 года Шапошников занимал должность министра обороны СССР. В том же году ему было присвоено звание маршала авиации. 26 декабря 1991 года Михаил Горбачев сложил с себя полномочия президента Советского Союза и передал «ядерный чемоданчик» Шапошникову, который, в свою очередь, вручил его Ельцину.

В 1992–1993 годах Шапошников занимал пост главнокомандующего Объединенными Вооруженными силами СНГ, с 11 июня по 18 сентября 1993 года был секретарем Совета безопасности России. Затем работал на разных должностях, в том числе в администрации президента страны. С ноября 1995 по март 1997 года был генеральным директором авиакомпании «Аэрофлот».

После этого он стал помощником президента России. Шапошников отвечал за вопросы развития авиации и космонавтики вплоть до 2004 года. В 2003-м он еще стал советником генерального директора ОАО «Компания «Сухой», а потом вошел в совет директоров ЗАО «Гражданские самолеты Сухого». Кроме того, он входил в состав советов директоров ПАО «Аэрофлот — Российские авиалинии» и самарского авиастроительного предприятия ОАО «Авиакор».

Шапошников награжден орденами «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» второй и третьей степени, а также орденом Красной Звезды. В 1993 году вышла книга под его авторством «Выбор. Записки главнокомандующего».

Pro
Обыск или выемка: почему необязательно давать пароли от личных устройств
Pro
Из-за чего люди чувствуют себя бедными и почему дело не только в деньгах
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как «Лемана ПРО» ищет земли под магазины и анализирует маршруты доставки
Pro
Какие риски возникают у владельцев грузов из Китая
Pro
Природа лишнего веса: кто виноват в цифрах на весах
Pro
Ребрендинг: когда можно обойтись без смены айдентики