Суд вокруг судна
Освобождение под залог из камбоджийской тюрьмы бизнесмена Сергея Полонского и еще двоих россиян возможно лишь ближе к концу января. В тюрьме предварительного заключения приморского города Сиануквиля кроме экс-главы Mirax Group сейчас содержатся 24-летний Александр Карачинский и 25-летний Константин Баглай. Всех троих обвиняют в насильственном захвате граждан Камбоджи, применении к ним физической силы и хулиганских выходках (заставили моряков выпрыгнуть за борт). Россиянам грозит до трех лет лишения свободы.
О заминке с выходом на свободу Сергея Полонского и его двух друзей после вчерашнего заседания суда сообщил камбоджийский адвокат россиян Виракбот Суонгкхун. «В среду представители суда направятся на судно, где произошел инцидент, для сбора доказательств, затем следователи получат показания от потерпевших», — рассказал защитник журналистам. По его словам, «суд намерен получить максимальный объем информации по делу» как от потерпевших, так и от возможных правонарушителей. «Только после этого защита сможет подать прошение об освобождении под залог, и, думаю, это произойдет в конце января», — подчеркнул адвокат. Г-н Суонгкхун не стал раскрывать подробности дела, сославшись на продолжающееся следствие.
Россиянам вменяется несколько статей — хулиганство, умышленное причинение физического вреда здоровью и незаконное удержание людей. За инкриминируемые преступления «дебоширам» может грозить от года до трех лет лишения свободы. «Полонский отстранил капитана от управления судном и сам встал за штурвал. Судно — бывший военный катер, мощный и быстроходный. Капитан не понимает по-русски, Полонский не говорит по-кхмерски, переводчика не было — возникло взаимное непонимание. Капитан, опасаясь за судьбу корабля и судьбу команды, вызвал флот на помощь», — прокомментировал журналист Исраэль Шамир, посетивший россиян в камбоджийской тюрьме. Кроме того, недопонимание могло возникнуть из-за разницы культур: российские бизнесмены привыкли кричать на подчиненных, а в культуре кхмеров повышенный голос воспринимается как агрессия.
«Налицо столкновение менталитетов: пьяный русский — это уже некий собирательный образ, который особенно остро воспринимается в традиционно малопьющих азиатских странах, — говорит замдиректора Центра содействия реформе уголовного правосудия Людмила Альперн. — В то же время не все русские представляют, как себя правильно вести там».
По словам эксперта, азиатское правосудие славится своей жестокостью. «К примеру, в Китае есть колонии, куда можно отправить подозреваемого без судебного приговора на четыре года. Россиянам следует добиваться экстрадиции», — отмечает г-жа Альперн.
«Это может быть как предубеждение в отношении российского бизнесмена, так и результат некорректного поведения россиян», — считает адвокат Карина Москаленко, представлявшая интересы российских летчиков, обвиненных властями Индии в 90-е годы в попытке военного переворота. По ее словам, в азиатских странах до сих пор отсутствует орган единообразного правоприменения и права человека не ставятся выше национального суверенитета.
Другим известным россиянином, прочувствовавшим на себе прелести азиатского правосудия, был бизнесмен Виктор Бут. Его несколько лет держали в тюрьме Таиланда, где он заметно похудел, до того как был выдан США. В Камбодже предприниматель Александр Трофимов в 2007 году был арестован по обвинению в растлении несовершеннолетних девушек, одной из которых было шесть лет. Бизнесмен сознался в содеянном, и его приговорили к 17 годам заключения. Позднее срок был сокращен, а в декабре 2011 года Трофимов попал под амнистию.