Больше нефти для Китая
«Роснефть» готова поставлять дополнительные объемы нефти в Китай. В качестве маршрута транспортировки может быть выбран нефтепровод Атасу — Алашанькоу, который российские компании перестали использовать после запуска ВСТО.
По данным источников, близких к руководству CNPC, компания получила приглашение от «Роснефти» приехать в Москву на переговоры о дополнительных поставках нефти в КНР, сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на Интерфакс. Речь может идти о транспортировке через территорию Казахстана по нефтепроводу Атасу — Алашанькоу. Ожидается, что встреча состоится в начале следующей недели.
«Роснефть» считает эту информацию некорректной и соответствующей действительности лишь в той части, что компания действительно регулярно встречается со своими стратегическими партнерами, в том числе представителями китайских компаний.
Против маршрута транспортировки через Казахстан выступает «Транснефть». «О таких планах мы слышали, но официально к нам никто с этой темой не обращался, — говорил в конце декабря глава монополии Николай Токарев. — Но мы не поддерживаем эти инициативы, потому что транзит через Казахстан на Китай сопряжен с серьезными издержками для «Транснефти», это 1,5 млрд долл. убытков, и считайте, сколько мы недоплатим в бюджет. Будет решен вопрос о компенсации выпадающих доходов — будет решен вопрос о транзите в Китай через Казахстан».
«Роснефть» ежегодно (с 2011 по 2030 год) рассчитывает поставлять в Китай нефть марки ESPO в объеме 15 млн т по отводу от трубопровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Этот объем был согласован в 2009 году в рамках кредита, который получили «Роснефть» и «Траснефть» от китайских банков на общую сумму 25 млрд долл. Но позже китайскую сторону не устроил действующий сетевой тариф, и она стала недоплачивать за полученную нефть, а России пригрозила судебными разбирательствами. Конфликт разрешился в апреле 2012 года: Пекин получил скидку 1,5 долл./барр. Скрепили дружбу тем, что «Роснефти» было предоставлено исключительное право на экспорт нефтепродуктов с нефтеперерабатывающего года в Тяньцзине. Это совместный проект «Роснефти» и китайской CNPC. Завод мощностью 13 млн т нефти должен быть построен к 2015 году.
По Атасу — Алашанькоу компания сможет поставлять только нефть Urals. Сейчас мощность нефтепровода составляет 12 млн т и после расширения увеличится до 20 млн т. То есть теоретически «Роснефть» может договориться об объемах 8 млн т. Сейчас Атасу — Алашанькоу недогружен, и казахи стараются заинтересовать нефтяные компании в этом маршруте. Для российской нефти Urals, прокачка которой не осуществляется с 2010 года, даже был установлен льготный тариф.
Ожидается, что поставки российской нефти в Китай вырастут до 30 млн т, говорит глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев. При этом он не исключает, что стороны вновь могут договориться о поставках нефти в обмен на китайский кредит или использовать схему предэкспортного финансирования. «У Китая есть свободные средства, которые нуждаются в правильном вложении. Если сделка обеспечена нефтью, она выгодна обеим сторонам», — говорит г-н Санакоев.
«Роснефть» сейчас ищет средства, чтоб оплатить долю AAR в ТНК-ВР. В конце декабря она взяла кредит в размере 16,8 млрд долл. у группы международных банков, а также подписала долгосрочные контракты с Glencore и Vitol о поставке нефти в объеме до 67 млн т на условиях о предоплате.