Общество, 09 фев 2015, 00:25

Месяц в резерве

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Минэнерго рекомендовало нефтяным компаниям увеличить запасы бензина до 2,5 млн т к 1 апреля 2015 года. Власти хотят гарантировать рынок от скачков цен на топ­ливо весной и осенью. Несколько последних лет резервы от этого не спасали.

Запасы служебного пользования

Как рассказал РБК источник в Мин­энерго, в декабре 2014 года ведомство направило крупнейшим вертикально интегрированным нефтяным компаниям рекомендации по увеличению запасов бензина к 1 апреля 2015 года. Другой чиновник Минэнерго сообщил, что речь идет об увеличении объема запасов до 2,5 млн т – столько нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) производят за четыре недели работы.

Формировать резерв топлива начали в 2011 году по поручению премьер-министра Владимира Путина. Цель такой политики – избежать дефицита бензина в период резкого спроса весной и осенью: время посевной и уборочной кампаний, а также плановых ремонтов НПЗ (октябрь).

В декабре письмо с новой цифрой получили все компании – владельцы НПЗ. Информацию о 2,5 млн т и наличие рекомендаций Минэнерго под грифом ДСП подтвердили менеджеры двух крупных неф­тяных компаний: частной и с госуча­стием – знают об этом также участник штаба Мин­энерго по производству и потреблению нефтепродуктов и независимый трейдер на рынке бензина. В среднем каждой компании придется «запасти» до 200 тыс. т бензина.

В пресс-службах «Роснефти» и «Башнефти» от комментариев отказались, ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть» на запрос РБК не ответили.

В 2014 году Минэнерго рекомендовало компаниям сформировать запасы бензина к 1 апреля на уровне 1,7 млн т, нефтяники перевыполнили норму до 1,78 млн т. Однако такой запас не смог защитить рынок от роста цен осенью: в октябре с 7‑го по 13‑е число рост цен на бензин составил 0,4% (за две предшествующие недели рост был по 0,2% – данные Росстата), как раз по причине ремонтов на НПЗ.

Для нефтяных компаний главный вопрос – хранение топлива. «Придется арендовать площади на независимых нефтебазах», – говорит собеседник РБК в нефтяной компании с госучастием. Резервуары под светлые нефтепродукты объемом 200–250 тыс. т на рынке сдаются в аренду по цене от 1,2 млн руб. в год (данные по предложению для СЗФО).

По данным одного из участников штабов при Минэнерго по производству и потреблению нефтепродуктов, нефтяникам рекомендовано арендовать мощности по хранению бензина в Росрезерве.

Путевые ресурсы

В прошлом году ФАС делала замечание нефтяным компаниям: службе было сложно понять, сколько топлива в резерве, а сколько «в пути». «Несколько нефтяных компаний подавали в Мин­энерго цифры по запасам топлива на НПЗ и нефтебазах с учетом путевых резервов. А другие включали их тогда, когда цифра без их учета не дотягивала до рекомендованной ведомством», – объясняет РБК участник штаба при Минэнерго по производству и потреб­лению нефтепродуктов. Теперь путевые резервы учитываются как резерв нефтяных компаний.

По мнению Михаила Турукалова, директора по развитию компании «Аналитика товарных рынков», 2,5 млн т запасов бензина вместе с путевым ресурсом означает порядка 2 млн т чистых остатков на НПЗ и в хранилищах. Последний раз резерв был близок к этой отметке весной 2013 года: в апреле в нем было 1,9 млн т. В результате несколько месяцев оптовая цена на бензин снижалась. «Сегодня его потребление снижается из-за кризиса в экономике, при этом бензины на российских НПЗ производятся в максимальных объемах – около 115 тыс. т в сутки в январе 2015 года», – говорит эксперт. Цены идут вниз и при текущих резервах: снижение спроса на топливо в зимний период уже составило 0,5–3% от обычного уровня, подтверждают собеседники РБК в нефтяных компаниях.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Как уволить работника за разглашение коммерческой тайны
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя