Общество, 09 апр 2007, 19:55

Около 20% продукции на молочном рынке РФ - из некачественного сырья

Молочное производство характеризуется таким показателем, как средние надои на одну корову. Американская корова дает 8,5 тонны молока в год, в Голландии, Канаде, Финляндии - 7 тонн, в России - около 3 тонн. Но дело не в надоях.
Читать в полной версии

За последние десять лет молочная отрасль вошла в стадию небольшого роста, пережив кризис технологических и ассортиментных изменений, а также вторжение западных брендов. Считается, что такая экспансия, наоборот, помогла нашим производителям стать конкурентоспособными. На рынке появились продукты с высокой степенью переработки - йогурты, разнообразные диетические продукты, получили новую жизнь простокваша, кефир и ряженка. Мода на экокомпоненты вывела на Запад такие наши продукты, как козье молоко, айран и кумыс. Но уникальность отечественных продуктов все-таки мало улучшает положение молочной отрасли в целом.

Как заявила в эфире телеканала РБК в программе "Сфера интересов" руководитель информационно-аналитического центра Российского молочного союза Татьяна Крикун, внутренний рынок не насыщен молочными продуктами. По данным Росстата, в России на душу населения приходится 260 кг молока и молочных продуктов в год. В Европе этот показатель составляет 370–380 кг.

По мнению эксперта, развитие молочного рынка сдерживается двумя причинами. Во-первых, в России низкое потребление молочных продуктов. По официальной статистике, россиянин потребляет в среднем около 20 литров молока в год, что в двадцать раз меньше, чем в Швеции, а кисломолочных продуктов и масла - в четыре раза меньше по сравнению с уровнями Голландии и Франции. И причина не в низкой покупательской способности населения, статистика говорит, что доходы россиян растут. Причина в сложившейся культуре питания. В течение десяти лет наши граждане так привыкли к газированным напиткам, что перестали потреблять молочные продукты, считают эксперты.

Во-вторых, в нашей стране низкое качество сырого молока (сырья). По предварительным оценкам, около 20% продукции на молочном рынке сделано из некачественного или фальсифицированного сырья.

Сейчас молоко производится по советским ГОСТам, но в скором времени их заменят техническим регламентом. Технический регламент разработан на базе национальных стандартов и требований Всемирной торговой организации. Никаких поблажек производителям он не содержит. Новый техрегламент вводит жесткие термины: например, если продукт содержит растительные жиры, его нельзя назвать ни «сметана», ни «сметанка». Как считают участники рынка, с появлением нового стандарта станет понятно, из какого молока сделан продукт. Эксперты считают, что с принятием технического регламента ситуация на молочном рынке будет упорядочена и будет усилен контроль в розничной продаже. Это одна из перспектив развития молочной отрасли.

Другая перспектива: на рынке останутся только крупные производители молока. Сегодня в России работает около 2 тыс. производителей молочной продукции, из них действительно крупными можно назвать только три компании: «Вимм-Билль-Данн», «Юнимилк» и «Данон». Как показывает практика последних лет, региональные компании уходят под крыло крупных молокопроизводителей. Правда, мелкие игроки займут свои ниши тоже. Их основная функция будет заключаться в сборе сырого молока, в том числе и у населения. По крайней мере, такая тенденция прослеживается на перспективу ближайших пяти лет.

Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Эра кидфлюенсинга: как родители зарабатывают на собственных детях
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе