Общество, 09 июн 2006, 02:01

ВЦИОМ: Доля россиян, знающих слова гимна, выросла до 34%

За последние два года доля россиян, знающих наизусть слова государственного гимна, увеличилась с 19 до 34%. Такие данные представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Читать в полной версии

Правильно назвать первые слова гимна смогли только 34% опрошенных. Неверных ответов оказалось примерно столько же (36%), и еще 30% респондентов затрудняются ответить на вопрос о словах гимна.

Лучше всего из государственной символики россияне знают герб - 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно на нем изображено, и только 8% дали ошибочный ответ.

Государственный флаг знаком населению не так хорошо, как гимн - верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных (58%). Треть респондентов (34%) точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение. Однако такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%), в наибольшей степени связаны у россиян с гимном.

Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49% и 26% соответственно) и гербу (47% и 26%). Негативные чувства и эмоции связаны с государственной символикой в редких случаях (1-3%). Еще 17-21% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.

Среди ассоциаций, которые возникают у россиян при мысли о своей стране и народе, лидирующие позиции занимают история страны и ее народа (57%), а также территория, на которой мы живем, место, где человек родился и вырос, родная природа (35%, 33% и 28%). Ассоциации "второго ряда", которые отмечают 16-23% опрошенных, связаны с языком, литературой и искусством, душевными качествами народа, его великими представителями.

За прошедший год заметно возросла значимость таких "идентификационных якорей", как: история страны (с 43% до 57%), родная природа (с 19% до 28%), великие люди русской национальности (с 11% до 23%). Государственные символы России - флаг, герб и гимн - как предмет гордости за свою страну отмечают реже (7%).

Отмечается также, что информированность о государственной символике среди молодежи заметно выше, чем среди людей старшего возраста. Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодежи и 73% респондентов 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных (64% и 31%). Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47% в группе 18-24 лет) и каждому четвертому в возрасте старше 60 лет (27%).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 3-4 июня 2006г. Опрошены 1 тыс. 594 человека в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

Для сравнения приведем данные опроса, проведенного в 2002г. Согласно этим данным, на тот момент флаг России нравился 64% россиян. Что касается гимна, то положительно о нем высказывалось подавляющее большинство наших соотечественников (66%), тогда как отрицательно - 11% респондентов. Современный российский герб в 2002г. нравился 53% опрошенных.

Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Закон о госзакупках переписан: как работать поставщикам с 2025 года
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России