Домодедово снова зовут на посадку
В отношении бывших и действующих топ-менеджеров аэропорта Домодедово возбуждено уголовное дело в связи с терактом 2011 года. Признавшему себя бенефициаром аэропорта Дмитрию Каменщику может грозить до 10 лет лишения свободы.
Утро в Домодедово
В понедельник утром на сайте коллегии адвокатов «Трунов, Айвар и партнеры» появилось сообщение о том, что в связи с терактом в 2011 году в Домодедово Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении владельцев аэропорта по статье «…, выполнение работ или неоказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц». По словам адвоката Трунова, эту информацию предоставил ему сам СК, так как коллегия «Трунов, Айвар и партнеры» представляет интересы потерпевшей во время теракта Елены Криволуцкой в Европейском суде.
Позднее Главное следственное управление СК опубликовало пресс-релиз, в котором подтвердило, что действительно возбудило уголовное дело в отношении бывшего главы Российского представительства компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед» Светланы Тришиной, бывшего управляющего директора ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секьюрити» Андрея Данилова, бывшего директора аэропортового комплекса Вячеслава Некрасова, а также иных неустановленных лиц из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса Домодедово.
Следствие полагает, что действия указанных лиц повлекли увеличение степени уязвимости аэропорта и оказание услуг в области гражданской авиации, не отвечающих требованиям безопасности, говорится в пресс-релизе. Это привело к тому, что в январе 2011 года Магомед Евлоев беспрепятственно прошел в здание аэровокзального комплекса международного аэропорта Домодедово со спрятанным под одеждой взрывным устройством и произвел его подрыв. В результате погибли 37 человек, более 170 причинен вред здоровью различной степени тяжести.
Следом информацию о возбуждении уголовного дела прокомментировал Интерфаксу официальный представитель СК Владимир Маркин. Он сказал, что следствие по делу об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности в связи с терактом в 2011 году в аэропорту Домодедово, проверит на причастность миллиардеров Дмитрия Каменщика и Валерия Когана и что состоящие в должности консультантов бизнесмены входят в число фактических владельцев аэровокзального комплекса.
В течение дня СК исправил первоначальную версию пресс-релиза о возбуждении уголовного дела против руководителей и владельцев аэропорта Домодедово. В сообщении следственного комитета, которое было опубликовано утром, изначально речь шла о бывших владельцах, а также «неустановленных лицах из числа фактических владельцев предприятий аэропортового комплекса Домодедово. Однако позднее СКР уточнил свое сообщение, внеся в него упоминание Дмитрия Каменщика и Валерия Когана.
Адвокат Игорь Трунов в интервью РБК заявил, что связывает возбуждение уголовного дела Следственным комитетом с тем, что судебный процесс, которым он занимается в интересах Криволуцкой в Европейском суде в Страсбурге, «вышел на финишную прямую, то есть суд прошел все стадии коммуникации, и осталось вынесение решения». То, что российские органы не возбуждали дело по статье «выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности…», было, по его словам, основным аргументом в Европейском суде и основной претензией к российской стороне. Теперь СК РФ будет говорить, что раз российская сторона уже возбудила уголовное дело, то решение Европейского суда должно быть отсрочено до завершения расследования в России, считает Трунов.
На момент сдачи материала пресс-служба Домодедово не предоставила комментарии.
Люди из «Ист Лайн»
Указанные в пресс-релизе СКР Светлана Тришина, Андрей Данилов, Вячеслав Некрасов и Валерий Коган являются выходцами из группы «Ист Лайн», которая управляла аэропортом Домодедово. «Ист Лайн» была создана в 1991 году как советско-лихтенштейнское совместное предприятие, объединившее уральские турфирмы «Кедр» и «Малахит». Компания занялась авиаперевозками, к 2000 году у нее уже было 50 самолетов. Но в 2004 году она оставила авиационный бизнес и стала развивать аэропорт Домодедово. Почти с самого основания «Ист Лайна» одним из бенефициаров компании считался Дмитрий Каменщик, в 1994 году, по информации «Коммерсанта», он получил весь этот бизнес в собственность.
Вячеслав Некрасов, упоминаемый в пресс-релизе СКР, тоже выходец из «Ист Лайна», он трудился в группе «Ист Лайн» с 1994 года, с октября 2009-го по декабрь 2010-го был директором аэропортового комплекса Домодедово, а после этого он занял должность исполнительного директора Домодедово. Другой фигурант уголовного дела — Андрей Данилов, — по данным базы СПАРК работал директором ООО «Домодедово секьюрити», а ныне — директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Гард» — структуры, которая ранее называлась «Ист Лайн Гард».
«Домодедово секьюрити» до 2014 года принадлежало компании «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», бывшей главой которого СКР называет Светлану Тришину, а «Эрпорт Менеджмент Компани Лимитед», согласно пресс-релизам Домодедово, принадлежала компании «Ист Лайн». Председателем наблюдательного совета группы «Ист Лайн» был Валерий Коган, ныне председатель наблюдательного совета аэропорта Домодедово.
Владелец в ответе
Адвокат Трунов говорит, что структура собственников международного аэропорта Домодедово ему неизвестна, а на сайте коллегии «Трунов, Айвар и партнеры» он опубликовал имена неустановленных фактических владельцев, взятые из материалов, предоставленных ему СК. Но в 2013 году Домодедово объявило, что конечным бенефициаром аэропорта является Дмитрий Каменщик. По мнению адвокатов, таким образом, именно он может быть признан основным виновным по возбужденному в понедельник уголовному делу
По словам адвоката Александра Садукова, самый известный случай, когда владелец был сурово наказан по статье «…, выполнение работ или неоказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, — повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц», это случай с делом о пожаре в клубе «Хромая лошадь». Владелец заведения был приговорен к 9 годам лишения свободы.
Но для того чтобы доказать вину в данном случае, следствию необходимо установить, что владелец осуществлял фактическое руководство аэропортом в то время, когда произошла трагедия, кроме того, доказать, что руководство аэропорта действительно нарушало требования безопасности, говорит он. Наказание по самой тяжелой части этой статьи — когда есть погибшие, — пять-десять лет лишения свободы, комментирует Садуков. При это он добавляет, что в российской практике сложился подход, при котором если владельцем выступает частное лицо, то его также пытаются назначить и ответственным за денежную компенсацию.