Общество, 09 июн 2015, 00:25

Губернаторы на выбывание

Читать в полной версии
Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

В квартальном рейтинге эффективности глав регионов, составленном прокремлевским фондом, больше нет отстающих. Одни уже уволены в преддверии избирательной кампании, другие сумели улучшить свои позиции.

Близкий к Кремлю Фонд развития гражданского общества (ФоРГО, руководитель — бывший начальник внутриполитического управления Кремля Константин Костин) представит во вторник очередной, девятый по счету, рейтинг эффективности губернаторов. От предыдущих восьми выпусков этот рейтинг (есть у РБК) отличается — в нем впервые отсутствует так называемая «группа двоечников» — четвертая часть рейтинга, куда традиционно включали губернаторов, чье влияние оценивалось «ниже среднего». В девятом выпуске есть только губернаторы с очень высоким, высоким и средним рейтингом эффективности.

Без «группы смерти»В пояснительной записке изменение объясняется несколькими факторами, в первую очередь «результативностью политики федерального центра, направленной на повышение качества государственного управления». Это введение ограничения на пребывание в должности главы региона двумя сроками, продолжение курса на ротацию губернаторов с низким рейтингом доверия населения и внедрение общественного контроля над губернаторами, перечисляют составители.

Кроме этого, ​исчезновение группы объясняется объективным ростом ключевых показателей рейтинга у губернаторов, которые в предыдущем списке попали в «группу смерти». Из нее вышли пермский губернатор Виктор Басаргин, тверской руководитель Андрей Шевелев и глава Ярославской области Сергей Ястребов. Они по-прежнему находятся на последних строчках (делят 78–81-е места с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным), но только теперь в группе со средним рейтингом эффективности.

Еще одной причиной исчезновения группы отстающих стали регулярные отставки губернаторов с низким рейтингом. Всего за время существования рейтинга были уволены около десятка глав регионов, которых фонд ставил на нижние позиции, говорит Костин. Например, в предыдущем, февральском, рейтинге в последнюю группу входили на тот момент глава Еврейской автономной области Александр Винников и руководитель Северной Осетии Таймураз Мамсуров. Оба были отставлены за последние месяцы. Также в разное время в группу входили уволенный губернатор Брянской области Николай Денин, арестованный по обвинению в коррупции экс-губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин и отставленный челябинский губернатор Сергей Юрченко.

«Работа по ротации кадров дает свои результаты, но мы не говорим, что четвертая группа ликвидируется навсегда. Если рейтинг губернаторов снизится, то они вновь будут включены в четверную группу», — подчеркивает Костин.

Из других позитивных сдвигов Костин отмечает рост рейтинга тех губернаторов, кто примет участие в сентябрьских выборах. Это о​​бъясняется тем, что идущие на выборы губернаторы получают доверие президента, говорит руководитель ФоРГО. В частности, на четыре пункта вырос рейтинг губернатора калининградской области Николая Цуканова, которого президент вопреки слухам не отправил в отставку.

Без сильного пониженияЗаметных падений в очередном рейтинге не произошло. На четыре позиции снизилась эффективность главы Забайкальского края Константина Ильковского. В пояснительной записке перемещение объясняется лесными пожарами, которые начались в регионе весной, и скандалами вокруг злоупотребления полномочиями местными чиновниками.

На один пункт снизился рейтинг эффективности чеченского лидера Рамзана Кадырова. Он по-прежнему остается в первой десятке, но теперь делит седьмое-восьмое место с кемеровским губернатором-старожилом Аманом Тулеевым, получившим добро президента на очередной срок. Эксперты, участвовавшие в составлении рейтинга, обращают внимание на дискуссию о полномочиях федеральных структур, говорит Костин. Также, по его словам, на позиции Кадырова повлияли и негативные публикации в СМИ. В апреле чеченский лидер призвал силовиков открывать огонь на поражение по правоохранителям, которые проводят спецоперации на территории Чечни. Это вызвало негативную реакцию в МВД.

В группе с самым высоким влиянием сразу оказался впервые учтенный при составлении рейтинга глава Крыма Сергей Аксенов — он на 24-м месте. Глава Севастополя Сергей Меняйло ниже — на 45-м месте. Костин объясняет это в том числе внутриэлитным конфликтом в городе, в частности со спикером заксобрания Алексеем Чалым.

Рейтинг во многом основывается на аппаратных возможностях губернатора, поэтому раз к выборам глава региона не был отставлен, то он в представлении составителей повышает свой рейтинг, говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Pro
«Болезни духа»: как люди справлялись с ментальными проблемами в прошлом
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Империя подражаний: как Джек Вэй создал Great Wall Motor из кооператива