Курск и Магнитского не вспоминать
Российский адвокат Борис Кузнецов, защищавший ранее интересы родственников моряков, погибших на подлодке «Курск», арестован Пресненским райсудом столицы. Уголовное дело против него возбудили еще шесть лет назад, когда он защищал интересы сенатора Чахмахчяна. Следствию не понравилось, что защитник сфотографировал секретную справку ФСБ в уголовном деле и представил ее в суде на обзор не допущенных к гостайне граждан. Сам «преступник» уже несколько лет живет в США, оттуда ведет постоянный диалог со следователями и утверждает, что ни от кого не скрывался. Свой неожиданный арест адвокат связал со своей общественной активностью.
Пресненский суд Москвы вынес в понедельник постановление о заочном аресте адвоката Бориса Кузнецова. Два с половиной года назад аналогичное решение судом уже выносилось, однако позже было отменено в связи с формальными нарушениями при его оформлении. При этом исправлять те недочеты судья не стал, а на два года забыл об уехавшем за океан адвокате. В июле 2013 года следствие неожиданно опять вспомнило о недосягаемом подследственном и обратилось в суд с повторным ходатайством.
Следователи объясняют, что Кузнецов должен содержаться под стражей, поскольку осведомлен о методах работы правоохранительных органов и способен воспрепятствовать осуществлению правосудия. По данным следствия, имеется достаточное количество улик виновности Кузнецова, а его длительное отсутствие на территории России свидетельствует о намерении скрыться.
Адвоката Роберта Зиновьева, представляющего интересы своего коллеги в этом деле, такие доводы удивили. «Скрывается — это когда следствие не может установить местонахождение человека, Кузнецов же ни от кого не скрывается, он регулярно общается по телефону со следователем, вступает в электронную переписку с адреса в Нью-Джерси, сообщает следователям о своих перемещениях», — прокомментировал РБК daily г-н Зиновьев.
Сам Борис Кузнецов связал оживление интереса российских следователей к собственной персоне с тем, что он «выступил экспертом в комиссии конгресса США при формировании «списка Магнитского». Кроме того, по словам г-на Зиновьева, в Facebook Бориса Кузнецова аккурат перед тем, как представители Следственного комитета захотели арестовать его, появилось обращение о необходимости привлечения к уголовной ответственности за гибель подлодки «Курск» верховного главнокомандующего РФ Владимира Путина. «Кузнецов же представлял интересы родственников потерпевших, имел возможность изучить все огрехи Путина, которые могли привести к гибели подлодки, и он сделал такой вывод, после чего по странному стечению обстоятельств о нем вспомнили», — отметил адвокат.
В основе уголовного дела о разглашении адвокатом гостайны лежит эпизод, связанный с делом экс-сенатора от Калмыкии Левона Чахмахчяна, интересы которого Кузнецов представлял на первом этапе следствия. По версии следствия, адвокат сфотографировал в деле справку ФСБ с грифом «секретно» о прослушке телефонных разговоров бывшего сенатора, после чего показал фотокопию коллеге по адвокатскому бюро, а затем представил ее в Конституционный суд, где к ней имели доступ сотрудники, не имевшие допуска к гостайне. Ранее адвокат дал подписку о неразглашении материалов.
Уголовное дело в отношении Кузнецова за «незаконное получение сведений, составляющих гостайну», было возбуждено в июле 2007 года. Не дожидаясь предъявления обвинения, Борис Кузнецов уехал за рубеж.
Теперь же в случае задержания Кузнецов будет помещен в СИЗО на два месяца. Правда, приезд Бориса Кузнецова в Россию сейчас в принципе невозможен. «В США в 2008 году ему предоставлено политическое убежище, и отпускать такого в страну, от которой Штаты защищают человека, было бы не совсем логичным», — разъяснил Роберт Зиновьев. Но на всякий случай адвокат все-таки решил обжаловать постановление об аресте в Мосгорсуде.
Адвокат Борис Кузнецов с 1962 по 1982 год служил в подразделениях уголовного розыска. В 1990 году им было основано адвокатское бюро «Борис Кузнецов и партнеры». Как адвокат он стал известен, представляя интересы бывшего генерала КГБ СССР Олега Калугина, вице-премьера правительства РФ Владимира Шумейко и потерпевших по делу о гибели подводной лодки «Курск».