Кинофестиваль VOICES в Вологде: мафия, полиция и феминизм
В программе были и еще два фильма. Один из них заставляет вспомнить об Арнольде Шварценеггере, второй просится на российские экраны в силу универсальности показанных в нем реалий.
Полиция с большой дороги
"Майор" - второй фильм Юрия Быкова. Это жесткая драма о полицейском, который мчится к жене в роддом, сбивает выбежавшего на дорогу ребенка и более полутора часов экранного времени "решает проблему". Из свидетелей – только несчастная мать. Зато есть товарищи по работе, которые, прибыв на место происшествия, пытаются обставить все так, чтобы освободить коллегу от ответственности.
Конечно, тут хочется отметить и отличную актерскую работу сыгравшего главную роль Дениса Шведова, но фильм берет удивительной картинкой, манерой съемки. Это заслуга молодого оператора Кирилла Клепалова, для которого "Майор" - второй полнометражный опыт, как и для Ю.Быкова. Фильм сделан на киностудии "Рок" Алексея Учителя.
"Майора" показали в Каннах, на "Кинотавре", он получил Гран-при международного кинофестиваля в Шанхае и на данный момент куплен несколькими странами.
Фантазия о Терминаторе
"Майор" был последним из конкурсных фильмов, который увидели жюри и публика. Начался же понедельник с "Сальво" итальянцев Фабио Грассадонии и Антонио Пьяццы. В 2009г. они дебютировали с короткометражкой "Рита" - историей, рассказанной слепой девушкой. Риту запирает дома властная мать, и девушка страстно мечтает освободиться. Фильм имел шумный успех и был показан более чем на сотне кинофестивалей.
В "Сальво" сохранена слепая героиня по имени Рита, но теперь она живет с братом и однажды оказывается в плену у киллера мафии, пожалевшего калеку. Хотя именно в тот момент, когда жизнь их столкнула, от пережитого шока девушка начала что-то видеть. Постепенно их отношения становятся все сложнее. На этот раз лента названа по имени не героини, а героя.
"Сальво" - это напряженная история, нуар, жаркие сицилийские пейзажи, внимание к звукам и деталям (оператор фильма - Даниэлэ Чипри). Фильм выиграл "Неделю критики" в Каннах. Пресса находила параллели с "Самураем" Жан-Пьера Мельвиля, "Гоморрой" Маттео Гарроне, "Перерывом" Леонардо Ди Костанзо.
Впрочем, есть и еще одна неожиданная ассоциация. В какой-то момент кажется, что "Сальво" - это фантазия на тему "Терминатора". Играющий главного героя, известный палестинский актер Салех Бакри невероятно похож тут на Арнольда Шварценеггера: у него та же походка, стрижка, взгляд и неподвижная челюсть. Есть несколько сцен, прямо заставляющих вспомнить о "Терминаторе". Сальво - та же машина для убийства, неуязвимая и непобедимая. Когда он станет человеком, он умрет.
Мировой феминизм
"Женский день" Марии Садовской - простая, линейная, без жанровых изысков феминистская лента о матери-одиночке, кассирше супермаркета, которая после повышения попала в жернова корпоративной системы. Пытаясь и удержаться в должности, и помогать бывшим коллегам, она в итоге теряет работу. И только когда женщина решит бороться за свои права, пойдет в суд (а потом и выиграет его), она не только помирится с подругами и собственной совестью, но и наладит отношения с дочерью.
Но при всей своей простоте "Женский день" - блистательное наблюдение за современными политическими и социальными реалиями. М.Садовская - довольно известная на родине певица и продюсер, дочь композитора и джазовой исполнительницы. Получив второе (кинематографическое) образование, она стала писать сценарии, а затем сняла "Женский день" - свой дебютный полный метр. Фильм выиграл кинофестиваль в немецком Котбусе, а также был довольно успешен на родине.
М.Садовская и исполнительница главной роли Катажина Квятковская лично представили фильм в Вологде. По их словам, история основана на реальных событиях даже не одного, а множества случаев, происходивших в их стране. Ценность фильма еще и в интернациональности истории. Его правозащитный пафос о необходимости борьбы, точно подмеченные детали корпоративного быта, судебной системы и обывательской психологии универсальны. Это заставляет предполагать, что он будет иметь определенный успех в разных странах мира.
Марина Латышева, РБК