Общество, 09 июл 2017, 09:59

«Новая газета» сообщила о массовом расстреле жителей в Чечне

В ночь на 26 января в Чечне были убиты 27 человек. По информации «Новой газеты», этих людей в разное время задержали по неопределенным причинам. Издание указывает, что речь может идти о 56 расстрелянных жителях Чечни
Читать в полной версии
Фото: Reuters

В Чечне в ночь на 26 января произошла массовая внесудебная казнь, жертвами которой стали 27 жителей республики. Об этом пишет «Новая газета» со ссылкой на источники в управлении чеченского отделения Следственного комитета (СКР) и в администрации главы республики.

Редакция «Новой газеты» отмечает, что не может утверждать точно, произошла ли действительно в ночь на 26 января «беспрецедентная по своим масштабам внесудебная казнь». Убитых, по еще не подтвержденным изданию данным, может быть и больше — 56 человек, однако подробностей издание не приводит.

Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов не ответил на звонок РБК. Также РБК направил запрос в МВД России.

По информации издания, расстрел произошел на территории дислокации полка патрульно-постовой службы полиции имени Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова (ППСП им. Кадырова). В момент предполагаемой казни там находились несколько высокопоставленных чеченских чиновников, в том числе замглавы МВД Чечни Апти Алаудинов, командир СОБР «Терек», начальник личной охраны главы республики Абузейл Висмурадов, командир ППСП им. А.Кадырова Аслан Ирасханов и главы ОМВД тех районов Чечни, где были зарегистрированы задержанные. После казни тела убитых «развезли» по разным кладбищам — и по мусульманским, и по христианским, где закопали «в наспех вскрытых могилах».

«Новая газета» подчеркивает, что решение о внесудебной казни было принято «централизованно и спонтанно», при этом не уточняя, кем и при каких условиях. Издание также публикует список имен погибших.​​

Все они, по данным газеты, были задержаны в ходе массовых следственных действий на территории республики, начавшихся в середине декабря 2016 года. В январе 2017-го проходили спецоперации, в ходе которых правоохранители также задерживали жителей Чечни. Согласно данным расследования «Новой газеты» задержанных не оформляли официально, им не предъявили обвинений, а просто поместили в подвалы и подсобные помещения отделов республиканской полиции. Всего, по информации издания, полицейскими было задержано около 200 человек.

Некоторым из задержанных в конце февраля предъявили официальный арест по разным статьям, в том числе по ст. 222 (незаконный оборот оружия) и ст. 208 (участие в незаконном вооруженном формировании) УК РФ.​

Большинство людей согласно списку задержанных в январе жителей республики, который передал журналистам издания источник в чеченском МВД, были взяты правоохранительными органами в населенном пункте Шали — 28 человек. Журналисты установили их адреса, узнать о судьбе этих людей не удалось.

«Все попытки узнать что-либо о судьбе этих людей натыкались на невероятный страх наших собеседников. Один из них, сотрудник городской администрации Шалей, панически отказался знакомиться с фамилиями установленных нами шалинцев и сказал: «Все, кого задержали в Шалях в январе, их больше нет. Не ищите», — пишет издание.

В это время в Чечне информацию о массовом расстреле назвали «ложью» с «политической окраской». Об этом заявил министр республики по национальной политике, внешним связям, печати и информации Джамбулат Умаров. Публикацию «Новой газеты» он также охарактеризовал как «всплеск нездоровой фантазии» автора материала и редактора отдела спецпроектов газеты Елены Милашиной.

Как уточнила РБК уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова, она получила информацию о казнях в Чечне от «Новой газеты» в марте 2017 года. «Мною был направлен запрос в Следственный комитет, я докладывала эту информацию президенту при встрече, и сейчас проводится проверка», — рассказала она. По словам Москальковой, пока удалось выяснить, что два человека из 27, указанных в списке, не проживали на территории Чечни. «По остальным проверка еще идет, медленнее, чем могла бы», — добавила она.

При этом в СПЧ, как заявил РБК председатель совета Михаил Федотов, нет информации о казни людей в Чечне. «Что касается Чечни, то мы занимаемся только старой историей о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией, и по этому поводу у нас есть конкретные обещания главы Чечни», — пояснил он, добавив, что «Следственный комитет этим занимается». «А новой информации о казнях у нас нет», — заключил собеседник РБК.

Член СПЧ и председатель «Комитета по предотвращению пыток» Игорь Каляпин, в свою очередь, сообщил РБК, что слышал о казнях, произошедших в январе в Чечне, еще до публикации «Новой газеты». «Но это были слухи, а мы не можем использовать слухи как основание для своей работы», — уточнил он, добавив, что «более того, у нас есть информация и о других эпизодах в Чечне, когда люди были задержаны и пропадали без вести». «Но мы их пока не можем проверить», — заявил он. По словам Каляпина, «Комитет по предотвращению пыток» сможет включиться в работу, если туда обратятся родственники погибших или если Следственный комитет начнет проверку по факту публикации. «И тогда мы с удовольствием проследим, чтобы эта проверка велась качественно», — добавил правозащитник.

Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Временное управление активами недружественных лиц. Как это работает
Pro
Крах бизнес-партнерств разбивает дружбу и семьи. Как его избежать
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей