Общество, 09 авг 2012, 11:59

4. Театральные эксперименты

Завершившийся прошлый театральный сезон не обошелся без ряда скандалов. Поводом для этого стали оперы, поставленные в Большом театре, а также постановка спектакля "Сон в летнюю ночь" в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Сами того не желая, режиссеры своим творчеством оскорбили чувства зрителей – как эстетические, так и религиозные.
Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Детям до 14

На свежеоткрытой исторической сцене Большого театра была презентована поставленная режиссером-экспериментатором Дмитрием Черняковым опера "Руслан и Людмила", которую готовили в обстановке строгой секретности. По мнению режиссера, у него получилась не волшебная сказка, а история любви реальных людей.

При современной трактовке пьесы царство Черномора выглядит как психиатрическая лечебница, во время танцев у Наины девушки катаются на роликах. Да и самого Черномора в спектакле нет, как нет и Головы. Спектакль не рекомендован к просмотру лицам младше 14 лет. Исполнительский состав в "Руслане и Людмиле" интернациональный: там заняты певцы из России, США, Болгарии и Литвы, а также артисты из разных российских театров. За музыкальную часть отвечает дирижер с мировой славой Владимир Юровский.

Реакция на современенных "Руслана и Людмилу" оказалась неоднозначной. Критики разделились: кто-то восторженно отозвался о пьесе как о сложном многогранном произведении, другие посчитали постановку слишком смелой - часть действия разворачивается в публичном доме.

После премьеры оперы на труппу обрушился шквал криков "Браво!" и "Позор!". Одна из зрительниц Светлана Воронина даже подала в суд, требуя обязать Большой театр убрать из репертуара скандальную оперу и выплатить ей 1 миллион рублей компенсации за "нравственные страдания", испытанные ею при просмотре. Однако Тверской суд отклонил иск, а опера осталась в репертуаре театра.

Церковь против "Золотого петушка"

В мае в Большом разгорелся еще один оперный скандал. Постановка "Золотого петушка" Кириллом Серебренниковым показалась некоторым православным богохульной, "кощунственной по отношению к православной вере" и направленной "на унижение достоинства православных христиан". Анонимная группа зрителей выступила с таким заявлением. Им не понравилось, что пушкинский царь Додон выходит в патриаршей одежде и размахивает кадилом.

Авторы письма выражали надежду, что патриарх Кирилл отреагирует и скажет свое веское слов относительно богохульной постановки. Патриарх свою позицию никак не обозначил, а вот глава синодального отдела РПЦ по взаимодействию с правоохранительными органами и вооруженными силами призвал православных зрителей закидывать богохульские постановки тухлыми яйцами и помидорами.

В театре объяснили, что вправе самостоятельно определять свое художественное развитие. Если в спектакле нет призыва к насилию, национальной розни или пропаганды порнографии, то запретить его невозможно.

В свою очередь режиссер Кирилл Серебренников заметил, что критика его работы со стороны верующих безосновательна. Он уверен, что конфликт и рознь разжигаются "на пустом месте", чтобы отвлечь от "более серьезных проблем, которые есть в обществе". В следующий раз спорную оперу будут играть только осенью. Стоит отметить, что Римский-Корсаков написал оперу после революции 1905г. как сатиру на самодержавие. Хотя К.Серебренников отметил, что он ставит "не про политику, а про людей".

Развратный Шекспир

Нешуточные страсти в этом театральном сезоне разгорелись и в музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко, где в атмосфере громкого скандала выпускалась сказочная опера Б.Бриттена "Сон в летнюю ночь". Интерпретация шекспировской комедии в исполнении режиссера Кристофена Олдена шокировала родителей мальчиков-хористов, участвующих в спектакле.

Обеспокоенные родители направили письмо с призывом о помощи протоиерею В.Чаплину и детскому омбудсмену Павлу Астахову: по их словам, в экспериментальной постановке пропагандируется педофилия, гомосексуализм и наркомания, в частности, "второй и третий акты пронизаны сценами извращений и призывов к сексу". В свою очередь уполномоченный по правам ребенка обратился к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой проверить эту информацию.

В результате Минкультуры решило не вмешиваться в театральный скандал, поскольку, как ответил В.Мединский, данный театр "не входит в число учреждений федерального ведения, Минкультуры России не вправе контролировать его деятельность, в том числе посредством служебных проверок". К слову, премьера спектакля прошла на ура и при большом ажиотаже. Правда, как поговаривают в кулуарах, после гневных заявлений детских правозащитников и представителей РПЦ К.Олдену пришлось подкорректировать в спектакле несколько сцен, сделав их более целомудренными.

Некультурный анекдот

Два школьника: — Тебя почему вчера не было в школе? Где был? — В опере. — Ну и как, понравилось? — Отличный браузер!

Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как защититься от ослабления рубля в 2024 году: 5 главных инструментов
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
75% селлеров зарабатывают меньше ₽100 тыс. в месяц: что с маркетплейсами