Общество, 09 сен 2013, 01:03

Осень патриарха

Читать в полной версии
Фото: ЕРА

Глава наблюдательного совета Volkswagen AG 76-летний Фердинанд Пиех уйдет в досрочную отставку по состоянию здоровья в ближайшие месяцы, сообщили источники Handelsblatt. В автомобильном мире давно распространено мнение, что заменить всемогущего патриарха и всегда увлеченного техническими инновациями Пиеха невозможно. Между тем, по словам инсайдеров, преемника себе представитель сразу двух знаменитых династий — Порше и Пиехов — уже выбрал.

Дело всей жизни

Судьба Фердинанда Пиеха как великого автомобильного менеджера была во многом предопределена. Ведь он — внук создателя знаменитого VW «Жука» Фердинанда Порше, который основал одноименную фирму по выпуску спорткаров Porsche, руководил конструкторским бюро и был членом правления Daimler. В 1938 году Фердинанд Порше стал главным управляющим и членом наблюдательного совета созданной тогда под названием Volkswagenwerke G.m.b.H. компании. Так что отнюдь не случайно профессиональную карьеру Фердинанд Пиех начал в 1963 году под руководством своего дяди Ферри Порше на заводе Porsche в Штутгарте. В 1988 году он уже возглавил Audi.

Когда в 1992 году впервые стали обсуждать кандидатуру Фердинанда Пиеха на должность председателя правления VW, концерну грозил годовой убыток в более чем полмиллиарда евро. Через десять лет Пиех отошел от оперативного руководства VW, заняв кресло председателя наблюдательного совета. В этот момент чистая прибыль концерна достигала уже почти 2,6 млрд евро, и выпускал он почти 5 млн автомобилей. Если в 1992 году палитра производимых концерном VW авто насчитывала 28 моделей, то в 2002 году — 65. «В спокойные времена я бы вряд ли получил такой шанс, но когда компания терпит бедствие, то на помощь зовут таких, как я», — пишет Пиех в своей автобиографии.

Сейчас на заводах концерна работают в разных странах мира 550 тыс. человек, а общая выручка VW достигла почти 200 млрд евро. По итогам 2012 года он выпустил 9,276 млн авто (2011 год — 8,265 млн), что соответствует доле на мировом рынке 12,8%. Прибыль за первое полугодие 2013 года составила около 4,8 млрд евро, а выручка — 98,7 млрд евро (плюс 3,5% по сравнению с тем же периодом прошлого года).

Человек-победитель

По духу своему Фердинанд Пиех — победитель. Он честно признается, что очень не любит быть вторым. Отличает его и страстная влюбленность в технику. В свое время, работая на Audi, он инициировал применение многих прорывных технологий, например полную оцинковку кузова, использование полного привода (Quttro), и благословил применение дизельных моторов с прямым впрыском топлива (TDI). Он — человек, который осуществил свою мечту, создав автомобильный концерн, который производит все — от мотоциклов до 55-тонных тяжелых грузовиков.

В структуру Volkswagen cегодня входят 12 автомобильных марок из семи европейских стран: Volkswagen Pkw (легковые авто), Audi, SEAT, SKODA, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Ducati (мотоциклы), Volkswagen Nutzfahrzeuge (коммерческие авто), Scania и MAN. Фердинанд Пиех поставил цель — к 2018 году VW должен по всем показателям обогнать General Motors и Toyota, став лидером мирового автопрома. По широте палитры выпускаемых авто они уже сегодня не могут тягаться с Volkswagen.

«Фердинанд Пиех отличается стратегическим подходом ко всему, за что берется. При этом он не просто что-то предлагает, но и обладает способностью создавать на рынке условия для того, чтобы его идеи успешно реализовывались», — цитирует Die Welt руководителя Центра автомобильных исследований в Университете Бергиш-Гладбаха профессора Штефана Братцеля.

Преемник

Очередное заседание наблюдательного совета, которое могло бы прояснить ситуацию на верхнем этаже VW, состоится только в конце сентября. Поскольку в середине этого месяца посетителей примет традиционная Международная автомобильная выставка во Франкфурте-на-Майне IAA, то верхушка VW явно не хочет отвлекать внимание от представленных там своих автомобилей, комментируя любую информацию, связанную с возможной отставкой патриарха. На соответствующие запросы Handelsblatt и Sueddeutsche Zeitung официальный представитель VW ответил, что «здоровье г-на Пиеха в полном порядке и он будет возглавлять контрольный орган концерна еще много лет».

Впрочем, эксперты с достаточной долей уверенности уже называют имя преемника Пиеха. Так, на важнейшем для концерна посту председателя наблюдательного совета Фердинанда Пиеха должен сменить его старый соратник, нынешний глава правления Volkswagen Мартин Винтеркорн.

Известно, что патриарх заранее позаботился о том, чтобы после его ухода бизнес не рассыпался. Важную роль тут должна сыграть жена Пиеха Урсула. В 2008 году он поставил ее во главе специально созданного Фонда VW, а с 2012 года она является и членом наблюдательного совета концерна. Влияние и авторитет Фердинанда Пиеха основываются не только на его успешном руководстве концерном, но и на том, что семейства Пиехов и Порше имеют контролирующий пакет акций VW. Клан этот насчитывает сейчас около 70 человек.

Биржа отреагировала на перспективу досрочного ухода Фердинанда Пиеха спокойно, акции VW почти не изменились в цене. «Если эта отставка действительно состоится, то никаких волнений на рынке она не вызовет. Состав руководства VW стабилен, и все, что там происходит, продумано заранее», — цитирует Handelsblatt аналитика Ruland Research Хайно Руланда.

 

Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы
Pro
Начать играть на бирже можно даже имея 10 тыс. рублей — советы начинающим
Pro
Конец золотого века: почему гигантов консалтинга ждет спад
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить