Общество, 09 окт 2014, 01:25

Утилизация пока не везет

Читать в полной версии
Фото: ТАСС

Первый месяц работы программы утилизации не оказал поддержки автомобильному рынку: падение продаж автомобилей с начала года только усиливается. Эффект от господдержки будет заметен в октябре, и только если остановится девальвация рубля.

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей за девять месяцев этого года снизились на 13%, до 1,78 млн штук, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, следует из опубликованного вчера отчета Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). В сентябре было продано 197,2 тыс. машин, что на 20,1% меньше результата 2013 года, но на 5,7 процентного пункта выше результата за август.

По словам председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йоргана Шрайбера, продажи новых автомобилей в сентябре продемонстрировали очевидное улучшение по сравнению с августом, что отражает сезонный фактор окончания отпусков и усилия участников рынка по успешному завершению квартала. В то же время общая динамика российского автомобильного рынка остается довольно слабой, демонстрируя продолжающееся существенное падение объемов сбыта по сравнению с прошлым годом, говорит Шрайбер.

Несмотря на небольшой отскок в сентябре, падение продаж пока только усиливается. По итогам января–августа снижение показателя было на уровне 12,1%. Замедлить динамику не помогла даже запущенная в сентябре программа утилизации поддержанных автомобилей, в рамках которой за месяц, по данным Министерства промышленности и торговли, было реализовано 23,4 тыс. машин.

Падение продаж легковых автомобилей началось в конце 2013 года, в текущем году отрицательная динамика только росла, достигнув максимальных значений в августе – минус 25,8% в месячном исчислении. Программа утилизации только слегка замедлила обвал в сентябре. Если вычесть из продаж результаты господдержки, снижение продаж в прошлом месяце могло составить 29,6%.

За счет утилизации продажи ОАО «АвтоВАЗ» (лидер рынка с долей в сентябре 18,5%) в сентябре сократились всего на 9% против 32% в августе. Но в пересчете на девять месяцев динамика изменилась не сильно – минус 17% против 18% в январе–августе. Представитель АвтоВАЗа заявил, что программа утилизации оказывает существенную помощь продажам завода – только за первый месяц программы продажи по утилизации составили 14,3 тыс. Lada. Прогноз до конца года он не раскрыл. В мае президент АвтоВАЗа Бу Андерсон говорил, что снижение может составить 15% (цитата по ТАСС).

У Hyundai (третье место на рынке – 7,8%) падение продаж, напротив, ускорилось с 6% в августе до 10% в сентябре. Аналогичная ситуация у Volkswagen: продажи этой марки сократились на 35% в сентябре и на 34% в августе.

Представитель Volkswagen в России Андрей Гордасевич говорит, что программа утилизации марки Volkswagen была запущена в середине сентября и на сегодняшний день рано делать выводы о ее эффективности. Программа помогает стабилизировать спрос и рынок, но о ее эффекте можно будет говорить с ноября, полагает Гордасевич.

В Renault также считают, что выводы о программе утилизации делать пока рано. Положительный эффект от программы точно есть, утверждает коммерческий директор ГК «Автомир» Владимир Григорьев. Но, уточняет он, преувеличивать роль программы и ее влияние на рынок не стоит, тем более что она заработала совсем недавно.

Спрос на премиальные марки автомобилей традиционно меньше подвержен влиянию колебаний рынка, но не в этом году. Mercedes-Benz и Lexus, например, по итогам трех кварталов увеличили продажи на 14 и 19% соответственно, а BMW и Audi, наоборот, снизили на 11 и 5%.

Программа утилизации будет действовать до конца года, всего по ней планируется продать 170 тыс. автомобилей. Целевые показатели могут быть достигнуты уже к концу ноября, говорил РБК руководитель департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.

Производители не сразу стали работать по программе, кто-то сделал это позже, другие только готовятся, поясняет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». Но, добавляет аналитик, существенного роста продаж ожидать не стоить: программа утилизации может быть нивелирована девальвацией рубля и возможным повышением цен на автомобили. Автопроизводители не комментируют свою ценовую политику. Но внимательно следят за изменениями рынка, в том числе обменными курсами валют, отметили в Renault и Volkswagen.

АЕБ не ожидает фундаментального изменения рыночного тренда в четвертом квартале. С учетом более слабого, по сравнению с прогнозом, объема рынка в третьем квартале ассоциация сохраняет свой прогноз, по которому в 2014 году снижение объема рынка составит 12% (2,45 млн штук). Такой же прогноз дает «ВТБ Капитал».

Обвал авторынка негативно отражается и на дилерах. Многие из них уже сейчас находятся в тяжелой экономической ситуации, некоторые закрываются, говорит Владимир Григорьев. Вполне вероятно, что этот процесс будет продолжаться, возможно, даже более активно, полагает он.

Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Акции каких российских IT-компаний недооценены рынком
Pro
Как торговаться за выходное пособие, если работодатель хочет вас уволить
Pro
Опасный мегаполис: как сохранить свое здоровье в условиях городской жизни
Pro
Счет заблокирован из-за подозрительной сделки на криптобирже. Что делать
Pro
Эти мифы управления погубили известные компании. Пора перестать им верить
Pro
«Воспалительный возраст». В Стэнфорде нашли способ отсрочить старость
Pro
Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров