Общество, 09 окт 2015, 00:25

Население что-то подозревает

Читать в полной версии
Фото: Екатерина Кузьмина/РБК 

В последние два месяца 82% жителей страны заметили рост коммунальных платежей, свидетельствует опрос ВЦИОМ. Больше 70% респондентов считают, что подорожали также мясо, сахар и молоко.

Что заметили граждане

​Большинство жителей России обратили внимание на рост цен на основные категории товаров и услуг за последние два месяца, свидетельствуют данные проведенного в конце сентябре опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). В сегменте услуг наиболее ощутимым для россиян стало подорожание коммунальных платежей — увеличение суммы оплаты услуг ЖКХ в последние месяцы заметили 82% графждан. При этом почти половина респондентов — 47% — отметили, что цены выросли значительно.

Продуктовые категории, где абсолютное большинство россиян отметили рост цен, — это мясо и мясная продукция (79% респондентов), сахар (73%), молочные продукты (72%; см. график). При этом 44, 40 и 30% респондентов сказали о существенном росте цен в соответствующих категориях. Кроме того, более 60% жителей страны отметили подорожание хлебобулочных изделий, овощей и фруктов, круп и макарон.

По словам руководителя исследовательских проектов Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Юлии Баскаковой, хотя товары и продукты в последние месяцы продолжают дорожать, темпы роста цен замедлились. ​«Рост цен замечают в первую очередь малообеспеченные группы населения — те, кто уже не может переходить на более дешевые продукты питания и товары, — отмечает она. — Для них заметны даже небольшие, на первый взгляд, изменения — просто потому, что на счету каждый рубль». По словам Баксаковой, малообеспеченные слои населения составили примерно треть опрошенных.

Почему поднялись цены

По данным Росстата, потребительские цены на приведенные ВЦИОМ категории товаров и услуг в сентябре и августе 2015 года (по отношению к предыдущим месяцам) выросли несущественно. Наиболее высокие темпы роста цен были зафиксированы в августе на сахар (+6,9%), однако уже в сентябре они снизились до 0,8% (подробнее см. график).

Опрошенные РБК эксперты считают, что мнение россиян о росте цен на основные товары и услуги в последние два месяца связано в первую очередь с девальвацией рубля. «Сахар действительно очень чувствителен к курсу валют, так что он дорожал весь год, то же самое касается хлеба — это производная от зерна, а оптовые цены на зерно очень сильно выросли из‑за изменений курса, — рассуждает заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко. — Если брать сегмент овощей — летом они были относительно доступны, а сейчас мы переключаемся на остатки запасов и импортную продукцию, так что здесь логика людей тоже понятна». С ней согласен гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько: «Такое восприятие цен людьми в значительной степени связано с падением рубля». Люди также остро реагируют на изменение цены сейчас, потому что у них уменьшились доходы, добавляет он.

Спасибо капремонту

На мнение россиян об увеличении стоимости коммунальных платежей, по ее словам, мог оказать влияние психологический фактор. «Если бы мы говорили конкретно о московском регионе, было бы понятно, почему люди так реагируют на рост цен на ЖКХ — из‑за того, что с 1 июля в Москве добавилась плата за капремонт», — рассуждает она. Плата за капремонт стала появляться в платежных документах россиян с января 2014‑го — во всех регионах в разное время. Но именно после введения платы в Москве началась новая масштабная волна общественного возмущения в России.

Как свидетельствуют данные опубликованного накануне исследования Sberbank CIB, негативное влияние новой волны девальвации рубля в июле — августе заметили подавляющее большинство россиян среднего класса. По результатам исследования, отрицательные последствия новой девальвации отметили 80% респондентов. При этом 66% участников опроса назвали следствием девальвации рост цен на некоторые продукты, 50% заявили об общем ухудшении экономической ситуации.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проводился 26–27 сентября 2015 года. В исследовании приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов в 46 субъектах страны. Статистическая погрешность, по данным ВЦИОМ, не превышает 3,5%.

Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Сгенерированная реальность: каким будет 2025 год для PR-специалистов
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м
Pro
Переиграть инфляцию: сколько могут принести вложения в стартапы
Pro
Накрутка опыта: как соискатели обманывают будущего работодателя