Рекламы автомобилей в РФ с каждым годом становится все больше
Говоря об изменениях за десятилетний период, прежде всего, нужно отметить "выход в эфир" российских производителей. Ведь 10 лет назад телевидение было театром одного актера: рекламные вложения Procter&Gamble в 1998г. составили 417 млн долларов (1/3 рынка).
Засилье рекламы зубной пасты на ТВ в 90-х было предметом многочисленных шуток. Притом что российский бизнес не был представлен даже в числе 15 ведущих рекламодателей. Среди которых все же стоит упомянуть Фонд финансовой поддержки воссоздания Храма Христа Спасителя. Судя по этой масштабной кампании, российских бизнесменов в 90-ые гг. больше всего волновали религиозные вопросы.
Впрочем, сегодня бизнес в России более заботят практические вещи – такие как продвижение мобильной связи, продаж пива, FMCG (товаров массового спроса) и автомобилей. По крайней мере, это подтверждают исследованиями аналитиков.
Как категория, в рейтинге крупнейших рекламодателей лидируют сотовые операторы, – рассказал в эфире РБК-ТВ в программе "Рекламная пауза" президент и главный управляющий директор компании OMD Media Direction/PHD Group Дмитрий Бартенев. "Вымплеком" со своим брендом "Билайн" занимает в рейтинге 3-е место, но и МТС, и Мегафон входят в 10-ку крупнейших рекламодателей.
В рейтинге-прогнозе на 2007г. 4-ое место занимает пивоваренная компания "Балтика" (в целом пивоваренные компании из ТОП-15 сдают свои позиции), а замыкает ТОП-5 Henkel Group (косметика).
"Драматических изменений в списке топ-25 не происходит, – считает Д.Бартенев. – Ротация носит косметический характер: изменения маркетинговой политики, задач по бизнесу, быть может, просто, происходит смена маркетинговой команды". С другой стороны, ротация может быть объяснена повышением цен на рекламном рынке: в виду ужесточения законодательства подорожала ТВ-реклама. Медиаинфляция в 2006-2007гг. составила 40%, и рекламодателям приходится перекраивать свои рекламные бюджеты, более щепетильно распределяя ресурсы.
Напомним, с 1 января 2008г. доля телерекламы будет составлять не более 15% часа, сегодня – 20%. Однако даже при удорожании на 40%, по такому показателю, как стоимость за 1000 контактов, телереклама в России дешевле, чем в других странах, - говорит Д.Бартенев, прогнозируя рекламный бум на региональных каналах, куда перетекут рекламодатели, не сумевшие закрепиться на национальном телевидении.
Причем, любопытно, что товары премиум-класса все более уместны в прессе и в Интернете, говорят маркетологи. Молодежные бренды так же логичнее продвигать, используя Интернет и мобильный маркетинг (молодежь все меньше смотрит ТВ). Наружная реклама и печатные СМИ теперь обвенчаны с крепким алкоголем и сигаретами.
Что касается категорий товаров, то необходимо отметить преобладание FMCG (только 5 компаний из ТОП-15 не представляют FMCG-сектор: сотовые операторы, Ford Motor Co и "Эльдорадо"). К слову, появление автопроизводителя и розничной сети можно назвать трендом, считают эксперты.
"Если мы взглянем на страны с уже развитым рекламным рынком: США, Англия, Япония: производители автомобилей и розница – входят в списки крупнейших рекламодателей, – говорит Д.Бартенев. – Россия движется по тому же пути: увеличивается потребительский рынок. Автомобильная категория наращивает расходы на рекламу в этом году на 44%". "Эльдорадо", по словам эксперта, в этом смысле так же первая ласточка, за которой последуют другие.