Общество, 09 ноя 2015, 00:25

«В Египте не досматривают ничего»

Читать в полной версии
Фото: EPA

Запад считает бомбу на борту приоритетной версией катастрофы A321. Россия причины падения самолета не комментирует, но в пятницу остановила полеты в Египет. РБК разбирался, могла ли взрывчатка попасть на борт самолета.

​Подозрения усиливаются

Спецслужбы Великобритании и США все больше уверены, что причиной катастрофы российского лайнера A321 «Когалымавиа» над Синайским полуостровом 31 октября стала детонация взрывного устройства. На Западе считают, что ответственной за катастрофу лайнера и гибель 224 пассажиров может оказаться запрещенная в России террористическая группировка «Исламское государство». В день катастрофы ИГ взяло ответственность за нее на себя.

В пятницу президент России Владимир Путин провел внеочередное заседание Национального антитеррористического комитета. По его итогам по рекомендации директора ФСБ Александра Бортникова Путин принял решение приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321.

Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков в пятницу сказал, что приостановка полетов в Египет не означает, что теракт — основная версия следствия. РБК попытался выяснить у экспертов по аэропортовой безопасности: если на борту действительно была бомба, как она могла бы туда попасть?

Уязвимые места

Источники BBC в британском разведывательном сообществе полагают, что бомба могла быть заложена в багажный отсек самолета. Эксперты, занимающиеся анализом катастрофы в одном из силовых ведомств Великобритании, полагают, что кто-то, кто имел доступ к багажному отделению А321, мог установить взрывное устройство или положить его в багаж незадолго до того, как самолет взлетел.

В аэропорту нет такого звена периметра безопасности, которое не может оказаться неблагонадежным: террористом может оказаться и ответственный за заправку системы водоснабжения, и обслуживающий заправку самолета горючим, и сотрудник фабрики бортового питания, говорит РБК бывший глава службы безопасности аэропорта имен​​и Давида Бен-Гуриона в Тель-Авиве Рафи Села. В одном из интервью, посвященном правилам проноса жидкости на борт самолета, он оговаривал, что в аэропорту есть как минимум семь зон, где может происходить передача жидкости.

«Какой-то одной самой уязвимой точки в безопасности аэропортов не существует», — говорит эксперт по безопасности Джим Термини из компании Redline Assured Security. «Каждый вовлеченный в процесс человек может быть источником опасности», — соглашается Майк Мэртенс, специалист​ компании ASR, которая проводит аудит безопасности в европейских аэропортах.

Джим Термини напоминает, что меры безопасности в аэропортах определяются требованиями Международной организации гражданской авиации (ICAO), которым должны соответствовать сотрудники аэропортов. Однако, по словам Термини, их интерпретация и соблюдение зависит от отдельных государств.

Как проверяют персонал

По словам Термини, угроза со стороны «инсайдера», человека, который «прошел все проверки, но по каким-то причинам решился на преступление», — самая значительная с точки зрения авиационной безопасности. Одним из последних случаев преступления, совершенного таким злоумышленником, стало предумышленное уничтожение 24 марта этого года лайнера A320 германской компании Germanwings вторым пилотом Андреасом Любитцем, решившим таким образом покончить с собой.

«Во всех международных аэропортах должна действовать процедура досмотра и проверки благонадежности для персонала, если он имеет допуск в охраняемые зоны, например на летное поле. По стандартам ICAO, досмотр для персонала должен быть такой же, как и для пассажиров», — говорит эксперт немецкой компании по стандартизации систем безопасности EUZERT Маркус Хелльманн. По его словам, если в аэропорту соблюдаются все стандарты безопасности, то террористический риск минимальный, но 100-процентной уверенности быть не может никогда.

Большинство стран настаивают на полной проверке членов экипажа и сотрудников аэропортов, в том числе проверке благонадежности. В отношении персонала аэропортов досмотр может быть выборочным, но полиция и службы безопасности должны проводить проверку благонадежности прежде, чем допускать их к работе. «В некоторых странах их проверяют постоянно», — говорит основательница занимающейся консалтингом в области авиационной безопасности компании EUAVSEC Петра Беккер, но какова практика в Шарм-эль-Шейхе, ​ она не знает.

Безопасность по-египетски

Cогласно правилам безопасности Египетского управления гражданской авиации, персонал служб безопасности должен проходить проверку раз в год, о работниках гражданских служб в документе ничего не сказано.

«Ситуация с безопасностью аэропортов в Египте вполне нормальная. Египту нужно дополнительно поработать над управлением и контролем за персоналом и полицейскими», — говорит РБК Термини. Пилот одной из российских авиакомпаний, совершавших полеты в Шарм-эль-Шейх, не согласен: «В Праге, в Берлине, у нас досматривают тщательно и летный состав, иногда немного даже обидно. В аэропорт Бен-Гуриона что-то пронести невозможно. В Египте не досматривают ничего. Безответственное поведение. Собак нет, а, например, пластичную взрывчатку металлоискатель не увидит».

Петру Беккер отсутствие собак при досмотре в Египте не удивляет: «Кинологи — это не всегда решение, особенно в жарких странах».

Pro
Клоны приложений, аккаунтов и ложное партнерство: схемы хакерских взломов
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу
Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Царит хаос». Почему самолеты Boeing собирают из бракованных деталей