Глава Роскосмоса: "Фобос-Грунт" могли испортить с теневой стороны Земли
Как рассказал глава Роскосмоса в интервью газете "Известия", "Фобос-Грунт" проектировался и создавался "в условиях ограниченного объема средств, которые предопределили рискованные технические решения и вызвали проблемность миссии в целом". В.Поповкин отметил, что РФ была связана обязательствами с Европейским космическим агентством и китайскими коллегами.
Кроме того, он объяснил, что "аппарат создавался очень долго, гарантийные и эксплуатационные сроки многих узлов подходили к концу". "Если бы мы не успевали его запустить в "окно" 2011г. для полета к Марсу, нам пришлось бы его просто выбросить, списав в убыток 5 млрд вложенных в него рублей", – сказал руководитель агентства.
В.Поповкин также сообщил, что сейчас неясно, почему не запустилась двигательная установка "Фобос-Грунта". "Непонятны также частые сбои с нашими аппаратами в тот период, когда они летят над теневой для России стороной – там, где мы не видим аппарат и не принимаем с него телеметрию. Не хочется никого обвинять, но сегодня есть очень мощные средства воздействия на космические аппараты, возможности применения которых нельзя исключать", – заявил он.
Чтобы защитить российские спутники, в 2013г. будет сформирована система ретрансляции – три спутника "Луч-5", один из которых уже запущен в декабре 2011г. "Они обеспечат нам видимость в режиме реального времени. Мы будем точно знать, что именно и в какой момент происходит", – добавил В.Поповкин.
Глава агентства отметил, что существующие космические корабли "Союз ТМА" идеально справляются с миссиями к МКС, однако в 2018-2020гг. у России появится новый пилотируемый корабль, разрабатываемый сейчас ракетно-космической корпорацией "Энергия". Это будет спускаемая шестиместная капсула, в которой будут приборно-агрегатный отсек с двигателем и различные бытовые отсеки.
При этом, считает В.Поповкин, России "скоро предстоит определиться с целесообразностью пилотируемых миссий". "Постоянное присутствие человека в космосе не всегда оправданно. И от экспедиций постоянного присутствия нам следует переходить к экспедициям посещения", – пояснил глава Роскосмоса.