Общество, 10 фев 2015, 00:25

Пришли на «Левиафана»

Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

За первый уик-энд своего проката, 5–8 февраля, «Левиафан» собрал в российских кинотеатрах 46,811 млн руб., заняв четвертое место после зарубежных лент «Восхождение Юпитер», «Игра в имитацию» и «Приключения Паддингтона».

Успешнее «Елены»

Как подсчитал журнал «Бюллетень кинопрокатчика», «Восхождение Юпитер» собрало 320,000 млн руб., «Игра в имитацию» – 70,500 млн руб., «Приключения Паддингтона» – 46,852 млн руб., то есть немногим больше, чем «Левиафан».

«Восхождение» вышло в гораздо большем количестве копий, чем российский фильм, – 1900 против 638. «Игры в имитацию» распространили в 553 копиях, а «Приключения Паддингтона» – в 908.

Соответственно, на каждой копии «Восхождения» прокатчики заработали в СНГ 168 тыс. руб., «Игр в имитацию» – более 127 тыс. руб., на «Приключений Паддингтона» – 51,5 тыс. руб., «Левиафана» – 73 тыс. руб.

Журнал «Кинобизнес сегодня» называет массовым прокат от 30 копий, «Бюллетень кинопрокатчика» – от 50.

Топ-3 прошедшего уик-энда рассчитан на массовый прокат. Фантастику «Восхождение Юпитер» выпустили знаменитые голливудские режиссеры Энди и Лана Вачовски. История математика Алана Тьюринга в «Играх в имитацию» снята не столь известным режиссером Мортеном Тильдумом, но в этой ленте сыграли звезды Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли. Мультфильм Пола Кинга «Приключения Паддингтона» рассказывает о приключениях медведя – для семейной аудитории.

Менее резонансный фильм режиссера «Левиафана» Андрея Звягинцева – «Елена» – за премьерный уик-энд в 2011 году собрал 103 тыс. руб. на копию, отмечает заместитель главного редактора журнала «Кинобизнес сегодня» Евгений Володин. «Елену» распространили всего в 75 копиях, за первый уик-энд она собрала только 7,7 млн руб. За второй уик-энд бокс-офис упал на 34%, до 5,1 млн руб., а всего фильм собрал 22 млн руб. в кинотеатрах СНГ.

«Елена» не получила таких громких наград, как «Левиафан», хотя на международных и российских фестивалях эту работу тоже заметили. Среди наград «Елены» – специальный приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» в Каннах и лучшая сценарная разработка по мнению жюри фестиваля «Сандэнс».

Издатель «Бюллетеня кинопрокатчика» Дмитрий Литвинов сравнил «Левиафан» с другим российским фильмом – картиной «Географ глобус пропил», режиссером которой был Александр Велединский, а в главной роли снялся Константин Хабенский. Этот фильм вышел в 2013 году и за премьерный уик-энд собрал 46 млн руб., его распространяли в 500 копиях.

Зрителей подготовили

Володин считает результаты «Левиафана» «очень неплохими» для режиссера, который не снимает массовое кино. «Это хороший старт для почти артхаусного кино», – уверен Литвинов. Престижные кинонаграды, распространение фильма в сети накануне премьеры, полярность мнений о нем – все это сработало на кассу, считает Литвинов.

Например, министр культуры России Владимир Мединский в интервью «Известиям» заявил, разговаривая о «Левиафане», что «фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться». Пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков, напротив, заявил, что не согласен с тем, что фильм называют «антироссийской чернухой», а гордится тем, что сейчас за рубежом «Левиафан» является самой известной российской картиной.

«Левиафан» может получить новую волну интереса после вручения премии «Оскар», добавляет Володин. Фильм претендует на награду американской киноакадемии в категории «Лучший фильм на иностранном языке», церемония пройдет 22 февраля. «Левиафан» все еще будет в прокате к тому моменту, обычно ленты идут в кино около месяца, заметил Володин.

«Левиафан» вышел в российский прокат 5 февраля. Накануне релиза Фонд кино, при поддержке которого сняли эту ленту, прогнозировал, что лента соберет от 100 млн руб. только в России. Фонд кино и Минкульт вложили 40% в бюджет фильма без обязательств возврата, а всего на производство картины было потрачено 220 млн руб. По данным Forbes, меньше трети этой суммы вложили из собственных средств владельцы компании «Нон-стоп Продакшн», занимавшейся производством ленты, Александр Роднянский и Сергей Мелькумов, треть дал частный инвестор – жена владельца Южноуральской промышленной компании Рашида Сардарова и владелица галереи RuArts Марианна Сардарова.

Сам Роднянский заявлял Интерфаксу, что фильм не окупится в российском прокате, но все же будет коммерчески успешным. «Пожалуй, со времен перестройки ни один российский фильм не был предметом столь бурных общественных дискуссий», – говорил Роднянский.

По его оценке, нелегально фильм скачали примерно 1,8 млн раз, а всего до начала российского проката картину увидели около 5 млн зрителей. «Зрители уже узнали о фильме, нашей задачей было лишь с помощью точечных размещений ТВ-роликов сообщить аудитории дату премьеры», – признает про­дюсер.

Pro
СЕО стали меньше заниматься стратегией. Почему и кто виноват
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Лгала почти обо всем». Как обманула инвесторов учительница из США
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»