Общество, 11 мар 2007, 00:00

Поправки в закон не приведут к монополизации туристического рынка

Поправки в закон о туристической деятельности, вступающие в силу 1 июня 2007г., не приведут к монополизации рынка. Как считают эксперты, от 400-500 крупнейших туроператоров (из порядка 15 тысяч лицензированных в России в 2006г.) с введением изменений «не убудет», чего не скажешь о туристических агентствах.
Читать в полной версии

Согласно новой редакции закона ответственность туроператоров существенно повышается: она должна быть либо застрахована, либо финансово обеспечена (банковскими гарантиями). Таким образом, предполагается реализовать право российских туристов на возмещение трат в случае нарушения договора, а также – на компенсации при ЧП в стране пребывания.

Ответственность туроператоров распространяется сегодня и на дружественные агентства, подчеркивает в эфире телеканала РБК в программе «Капитал» Татьяна Чувилкина, заместитель генерального директора компании «Натали Турс». Соответственно, на рынке останутся только наиболее квалифицированные из них.

Серьезные требования предъявляет новый закон и к репутации туроператоров: теперь они будут включены в Единый федеральный реестр, а их ежегодная уведомительная перерегистрация, позволявшая уклоняться от налогов и от ответственности перед клиентами, с 2007г. прекращается.

«Очень любят перерегистрировать свои названия турецкие компании, – приводит пример Т.Чувилкина, – и так как сегодня им придется играть по общим правилам, то возможно, на турецком направлении появится европейский сервис».

Слова эксперта о безответственности некоторых операторов подтверждаются последними данными Федеральной пограничной службы. Так, в 2006г. впервые за последние семь лет фиксируется сокращение выездного туристического потока в Турцию (на 5,6% по сравнению с данными 2005г.).

Наибольшим спросом у россиян пользуется Таиланд (рост потока в 2006г. составил 102,5%). При этом распространенное мнение о пике спроса на европейские направления (который объясняется якобы растущим благосостоянием граждан), не подтверждается пограничниками. Напротив, приходится говорить о тенденции сокращения потока по таким направлениям, как Франция, Великобритания и Германия и др.

В тоже время, по данным Росстата, общие темпы роста выездного потока из России за последние годы упали в несколько раз: если в 2004г. рост к 2003г. составил 15,5%, то в 2005г. к 2004г. – 3,5%. А за 9 месяцев 2006г. к 9 месяцам 2005г. – чуть более 1%!

Правда, по мнению Т.Чувилкиной, полагаться на данные Росстата целиком нельзя: «они учитывают не только туристов, но всех выезжающих, и в первых местах среди стран, куда выезжают россияне, Польша и КНР». По ее словам, сокращение выездного потока лишь подтверждает, что бизнесмены перестают пользоваться туристическими визами.

Как бы то ни было, с введением долгожданных изменений (их разработка началась 5 лет назад) стоимость туров из России не подорожает, уверяют эксперты, проводя аналогию с товарами повседневного спроса, которые не подорожали, переместившись с «диких» рынков в супермаркеты.

Но требования к размерам финансового обеспечения, безусловно, многим игрокам окажутся не по плечу. Его размер для компаний, работающих в сфере международного туризма, составит 10 млн рублей, столько же – для работающих одновременно на международном и на внутреннем направлениях, и для сугубо внутренних туроператоров – 500 тысяч.

Впрочем, правительство предусмотрело для туристического рынка и период адаптации – сроком в один год. Требования к размерам гарантий вступят в силу только 1 июня 2008г., оставаясь до тех пор щадящими (в 2 раза меньше для всех операторов, за исключением работающих на внутреннем рынке, для них – 500 тысяч рублей без послаблений).

Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Банки Китая отказываются принимать платежи из России. Что будет с рублем
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Чемоданы наличных и продажи через третьи страны: как везут грузы в Россию
Pro
Кийосаки предсказал банкротство США. Кто дает столь же мрачные прогнозы
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов