Общество, 10 апр 2013, 01:05

С Мордашовым мы встречаемся четыре-пять раз в год

Читать в полной версии
Фото: РБК

Беспорядки в Египте пошатнули бизнес туроператоров во всем мире. Не обошла стороной эта участь и TUI Russia & CIS, мажоритарием которой является владелец «Северстали» Алексей Мордашов. Тем не менее интерес российского миллиардера к турбизнесу не снижается: регулярно он лично встречается с топ-менеджерами компании и задает курс развития. О советах г-на Мордашова, самолетах под собственным брендом, алкоголе в duty-free, продажах путевок через «Евросеть» и визах в Европу в интервью корреспонденту РБК daily НАДЕЖДЕ АГЕЕВОЙ рассказал управляющий директор TUI Russia & CIS КРИС МОТТЕРСХЕД.

В ОЖИДАНИИ СЕЗОНА

— Весь 2012 год туроператоры жаловались, что прибыль сокращается, в том числе из-за волнений в Египте. На бизнес вашей компании это повлияло?

— Конечно, Египет оказал существенное влияние на зимний сезон этого года и прошлого, но это не единственный фактор, который повлиял на финансовые показатели компании. В прошлом году мы столкнулись с очень трудоемким процессом реструктуризации. Мы перевели под единый бренд приобретенные в России компании, стали первым туроператором на российском рынке, совершающим полеты под собственным брендом, открыли в дополнение к Санкт-Петербургу региональные представительства в Казани, Самаре и Екатеринбурге и многое другое.

Хотя, конечно, ситуация в Египте тоже оказала существенное влияние на наш бизнес. Мы рассчитывали, что в этот зимний сезон ситуация улучшится по сравнению с предыдущим, и все к этому шло. В сентябре и октябре продажи зимнего сезона демонстрировали высокий темп. Но, к сожалению, потом снова начались волнения в Египте, и ситуация снова несколько ухудшилась. В целом она оказалась лучше, чем в прошлом году, но чуть хуже, чем мы рассчитывали.

— Когда, по вашим расчетам, турпоток достигнет того уровня, который был до беспорядков в Египте?

— По статистике Ростуризма видно, что ситуация практически вернулась на прежний уровень (в 2012 году в Египет выехало почти 2 млн российских туристов. — РБК daily), но, конечно, еще не хватает стабильности и прибыльности продаж этого направления. Пока ситуация несколько шаткая. Отклик на рынке идет очень быстро: как только возникают волнения, спрос падает, как только все успокаивается, довольно быстро уровень продаж восстанавливается.

— Насколько я знаю, туроператоры совместно с правительством Египта намерены провести маркетинговую кампанию по продвижению курортов страны в России. Можете рассказать об этой программе?

— Египетское правительство действительно принимает активное участие в привлечении туристов. Оно взяло на себя расходы по маркетинговым программам, а также оказывает нам поддержку в наших рейсах в Египет: если чартерные рейсы недобирают пассажиров — а для компании обычно это большая проблема, — египетское правительство компенсирует пропадающие на борту места, и нам это дает определенную стабильность в перелетах. То есть египетские власти работают по двум направлениям. Первое — это маркетинг. Второе — это поддерж­ка рейсов для туроператоров.

 

ПОД КРЫЛОМ САМОЛЕТА

— Раз мы заговорили о перелетах, расскажите о вашем авиапарке. Сколько у вас сейчас в России самолетов под брендом TUI?

— На данный момент по итогам зимнего сезона можем сказать, что у нас есть три судна, полностью модифицированных и брендированных в соответствии со стандартами TUI. Мы планируем увеличить их количество до пяти к летнему сезону. Сейчас мы совершаем рейсы под брендом TUI из Москвы и Петербурга. Но, конечно, в дальнейшем предполагаем экспансию в регионы.

— Какие еще будут другие города?

— На данный момент мы уже оперируем в Казани, Самаре, Екатеринбурге.

— Самолеты будут из этих городов летать?

— На данный момент мы еще используем чужие самолеты. Просто заказываем блоки мест для наших клиентов. По мере расширения наших программ мы будем вводить собственные брендированные самолеты и на этих направлениях. Мы делаем шаги один за другим и не торопимся. Пока нам комфортно идти с такой скоростью.

— Самолеты под вашим брендом принадлежат компании «Колавиа», а TUI их арендует? Какие у вас условия сотрудничества?

— Судна, прошедшие комплекс­ную модификацию, обслуживают нашу компанию, хотя и находятся в распоряжении «Колавиа». А мы инвестируем в ребрендинг самолетов.

— А зачем вам вообще брендированные самолеты? Я так понимаю, что в России ни у кого из туроператоров своих самолетов нет.

— Да, действительно, TUI — единственный туроператор в России, предлагающий в том числе и авиаперелет. Наша главная идея заключается в том, чтобы мы смогли создать целостное путешествие, в котором наш клиент чувствовал бы наше присутствие и наш почерк на любом этапе взаимодействия с нами. Мы называем это точками соприкосновения, которые начинаются с покупки тура.

— Я обратила внимание, что в ваших самолетах нет бизнес-класса. Это для того, чтобы можно было перевезти больше людей?

— Наши наблюдения показали, что, когда дело касается отдыха, курортных программ, бизнес-класс не так востребован. Часто сиденья остаются пустыми. Кроме того, убрав бизнес-класс, мы улучшили категорию эконом-класса. В 2013 году мы произведем замену кресел на наших воздушных судах. У новых будут три главных преимущества: они гораздо легче, что позволяет экономить топливо при перелете, крепче, то есть будут меньше ломаться, и к тому же более удобны, так как дают больше пространства для ног пассажиров за счет того, что мы решили поднять выше корзину для журналов.

— Как вы относитесь к возможному запрету продажи алкоголя в duty-free? Это снизит вероятность плохого поведения туристов на борту?

— Нет, я не думаю, что это действительно улучшит ситуацию. Продавать алкоголь в duty-free можно, но главное — следить за тем, чтобы его не распивали в самолете. Я очень часто летаю и не видел, чтобы на наших рейсах люди пили водку из duty-free. Скорее люди пьют не на борту самолета, а еще до посадки. Сотрудники аэропорта не должны допускать к полету нетрезвых пассажиров.

Случаи плохого поведения пьяных пассажиров, конечно, бывают, но они отдельные, не являются системой, и, к сожалению, это происходит по всему миру. Даже в первом классе.

— Вопрос о запрете алкоголя особо остро встал после случая, когда пьяный пассажир, который летел в Египет, побил бортпроводников и пассажиров.

— Такие ситуации происходят, к сожалению. Но большинство не должно страдать из-за неправильного поведения одного человека. Нельзя лишать всех возможности купить качественный недорогой алкоголь в duty-free.

ПУТЕВКА ЧЕРЕЗ «ЕВРОСЕТЬ»

— Не так давно вы запустили проект по оплате путевок TUI в офисах «Евросети». Как он развивается, довольны ли вы его результатами?

— Этот проект упростил систему оплаты туров TUI не только для наших партнеров — турагентств, но и для прямых клиентов. Такие системы оплаты наиболее востребованы российским рынком, потому что в других странах люди чувствуют себя комфортнее при оплате услуг через Интернет с помощью кредитной карты. В России склонность к этому меньше, поэтому нам приходится придумывать новые подходы.

— Какой процент путевок оплачивается через «Евросеть»?

— Проект был запущен совсем недавно, но его старт можно назвать успешным. Первые итоги можно будет подвести чуть позднее.

— Нет ли планов работать с другими ритейлерами? Например, со «Связным» заключить такой же договор?

— Мы рассматриваем все возможности. Конечно, если мы будем работать со слишком большим количеством агентов, это снизит эффективность. Но мы всегда открыты для общения, готовы расширять нашу дилерскую сеть, упрощать систему оплаты для клиентов.

— Проект с «Евросетью» работает только в Москве или во всех городах, где присутствует TUI?

— Наши туры можно оплатить во всех салонах «Евросети» в России, соответственно, в наших регио­нах эта опция тоже действует.

— За время присутствия в России компания совершила уже несколько сделок купли-продажи. Планируются ли еще какие-то поглощения, ведутся ли переговоры?

— Проблема такого рода сделок в том, что нельзя разглашать информацию о них до того, как они уже оформятся окончательно. На этапе обсуждения планов, подготовки сделок, к сожалению, мы не имеем права делиться информацией. Могу только сказать, что на данном этапе мы работаем над одним проектом на Украине. Это не значит, что в будущем мы не будем расширяться в России, но сейчас у нас здесь другие задачи: мы занимаемся ребрендингом, реструктуризацией, усилением руководства. То есть мы приводим компанию в тот вид, который должен быть. Когда полностью это сделаем и компания станет приносить большие доходы, тогда мы начнем далее задумываться о расширении и экспансии.

— А компании, которые были приобретены в России, ребрендированы в TUI или сохраняют свои бренды?

— Мы стремимся к тому, чтобы все прошло полный ребрендинг TUI. Те компании, которые мы приобрели, полностью прошли его. Это VKO Group, «Мострэвел», «Вояж Киев». И в дальнейшем, если мы будем приобретать новые компании, даже если на это потребуется год-два, в конечном счете мы видим своей задачей их полный ребрендинг.

ИНТЕРЕС МОРДАШОВА

— Компания в России сейчас работает в прибыль или пока еще нет?

— Анализируя последние восемь месяцев работы, мы можем увидеть очень большой прогресс каждый месяц в сравнении с тем же месяцем предыдущего года. Так что именно в этом году мы рассчитываем на значительное улучшение показателей, даже несмотря на ситуацию в Египте. Мы начали продажи туров летнего сезона в рамках акции раннего бронирования еще в декабре прошлого года, и это очень ранние сроки для нас. Уже распродано свыше 20% наших программ на лето, это очень хороший результат.

— Какая выручка у компании в России за прошлый финансовый год и ожидания на этот?

— Это не совсем та информация, которую мы стремимся распространять. Но я бы сказал, что в прошлом году мы выручили в России порядка 500 млн евро, а в этом году ожидаем рост до 600 млн евро.

— Доволен ли работой компании ее основной акционер — миллиардер Алексей Мордашов? Интересуется ли он текущими делами?

— Г-н Мордашов как мажоритарий (ему принадлежит 51% акций TUI Russia & CIS, а оставшиеся 49% — британской TUI Travel Plc. — РБК daily) очень заинтересован в нашем бизнесе. Он управляет компанией через S-Group и принимает в этом активное участие. С управляющей компанией S-Group мы встречаемся каждый месяц регулярно. А с г-ном Мордашовым — четыре-пять раз в году.

Несомненный интерес г-на Мордашова к развитию бизнеса проявился уже в инвестициях, которые он сделал. Наши акционеры в общей сложности вложили в компанию порядка 200 млн долл. Большая часть инвестиций была сделана в приобретение компаний, ребрендинг, полетные программы. Алексей Мордашов хочет развивать бизнес в соответствии с европейскими стандартами TUI.

— Можете припомнить интересный или полезный совет, который г-н Мордашов дал для развития бизнеса?

— Трудно говорить о конкретных советах — он скорее ставит глобальные задачи нашего развития. Стремится к тому, чтобы, с одной стороны, наша компания как можно лучше понимала рынок, на который мы пришли. С другой стороны, он хочет, чтобы рынок становился все более организованным: чтобы все компании туриндустрии ощущали больше ответственности за деньги, которые они получают от туристов. Он считает, что отрасль должна найти эффективные методы для защиты клиентских депозитов.

— А г-н Мордашов сам для отдыха пользуется услугами TUI или предпочитает самостоятельно организовывать поездки?

— Он пользовался услугами TUI, мы организовывали ему отдых. И вся его руководящая группа, менеджмент пользуются услугами компании.

— Как вы относитесь к созданию в России компенсационного фонда, в который сбрасываются все операторы, чтобы оказывать экстренную помощь туристам? Нужен ли такой фонд?

— Я думаю, что до создания такого фонда нужно было укрепить структуру туррынка и придать большее значение лицензии туроператора, чтобы не первый встречный мог ее получить. Для этого компания должна прежде всего доказать свою финансовую стабильность. Иначе при создании фонда в нынешних условиях хорошие компании будут вкладывать в него деньги, а плохие компании — их выкачивать.

Взгляните на нашу компанию. TUI Travel Plc — центральная лондонская компания, представленная на бирже, занимает первое место в рейтингах, это бизнес номер один в туристическом мире в Англии. Г-н Мордашов и S-Group — очень влиятельные структуры в России, которые успешно управляют различными бизнесами как здесь, так и за рубежом. То есть о нашей финансовой стабильности можно не спрашивать и не задумываться, у нас она очень значительная. И почему мы при этом должны передавать деньги тем, кто недавно возник и не имеет никакой базы для своего существования? Однако TUI Russia — законопослушная компания и выполнит в срок все требования закона о турпомощи, принятого правительством.

— Может ли ситуация измениться в будущем?

— Она должна измениться, как это случилось в банковской сфере. За последние несколько лет произошла большая реструктуризация всей банковской сферы России и доверие людей значительно выросло. Сейчас банкам доверяют гораздо больше, чем 10—15 лет назад. То же самое должно произойти в туристическом бизнесе.

ТУРИСТ-КОНКУРЕНТ

— Что вы думаете по поводу дальнейшего развития туристического рынка? Сейчас все больше туристов предпочитают самостоятельно бронировать билеты и отели. Это угрожает развитию туроператоров?

— Мы воспринимаем это как одну из разновидностей конкуренции, с которой мы имеем дело на рынке. Да, конечно, многие люди покупают самостоятельно туры, но в этом случае они менее защищены. Они купили сами себе путевку, и если что-то произошло, пропустили рейс например, то они сами справляются со своими трудностями. Когда люди обращаются к тур­оператору, они получают дополнительные гарантии, поддержку. Они знают, что туроператор решит их проблему на любом этапе путешествия. К примеру, в Англии был период, когда люди стали чаще бронировать туры самостоятельно, но в последнее время все больше и больше туристов возвращаются к готовому отдыху от туроператора. А в России пока большинство людей покупают готовые турпакеты.

— Наверное, больше всего путевок покупают в Турцию и Египет?

— Да, конечно, на первом месте до сих пор остается Турция, на втором — Египет, затем идет Таиланд, который очень активно в последние годы развивается и приобретает все большую популярность среди российских туристов. Европа очень сильно набирает обороты. Если турецкое направление более или менее стабильно — там рост примерно до 5—7%, то Таиланд и европейские направления — Испания, Италия, Греция — в наступающем летнем сезоне вырастут до 50% по отдельным странам.

— Пока российский турпоток в Европу сдерживается шенгенскими визами. Есть ли, на ваш взгляд, перспективы, что визы отменят в ближайшие годы?

— Я думаю, что шенгенские визы просуществуют еще много лет. Это не вопрос ближайших перспектив. Определяется это политическими факторами между странами. Но наблюдается значительное упрощение системы получения шенгенских виз. Сейчас все легче и быстрее наши туристы получают визы в Европу. Дам вам совет: легче всего получить шенгенскую визу через Словакию.

 

Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как устроен ChatGPT — британский программист раскрывает тайны ИИ
Pro
Почему Тим Кук стал фаворитом Трампа и чем это полезно Apple
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая