Общество, 10 мая 2017, 18:34

Компаниям разрешат продавать данные из баз движения лекарств и шуб

Министерство финансов хочет привлечь коммерческие компании к обслуживанию баз промаркированных товаров. Ведомство позволит им зарабатывать на платной регистрации и продаже аналитических данных из этих систем
Читать в полной версии
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Поручение Шувалова

Министерство финансов предлагает привлечь коммерческие компании для обслуживания баз движения промаркированных товаров (например, лекарств и шуб), следует из письма заместителя министра Сергея Сторчака в аппарат правительства от 14 апреля. Копия документа есть в распоряжении РБК. Минфин позволит таким партнерам взимать плату за регистрацию в системе или за внесение в нее сведений о перемещении товара, а также разрешит продавать аналитические данные из базы, указал Сторчак.

Маркировка товаров нужна для борьбы с фальсифицированной и контрабандной продукцией, а также для мониторинга движения товаров, указано в документе. Инициатива Минфина связана с поручением первого вице-премьера Игоря Шувалова от 15 марта 2017 года, следует из письма. Представитель Шувалова подтвердил, что ведомствам поручено представить предложения по возможным моделям системы маркировки. Решений по ее «конфигурации» ещё не принималось, поручение дано в рамках процесса разрабатываемых Минфином подходов к системе маркировки в целом, отметил он.

При подготовке своей позиции в Минфине учли предложения Федеральной налоговой службы (ФНС) и приложили письмо заместителя руководителя ФНС Андрея Батуркина от 10 апреля. ​Представитель ФНС указал на необходимость привлечения коммерческих операторов и прописал преимущества такого подхода: бизнес возьмет на себя основные затраты по развитию и поддержанию базы и, таким образом, поможет государству сэкономить бюджетные средства (сейчас развитие систем происходит только на государственные деньги). Свои расходы операторы должны компенсировать за счет продажи аналитических данных, полагает Батуркин. Директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович в разговоре с РБК предположила, что обслуживание баз может принести коммерческим операторам миллиарды рублей в год.

Какие товары уже маркируют

С 2016 года специальными RFID-метками (Radio Frequency IDentification), устройствами с микрочипом, где хранится информация о товаре, маркируются меховые изделия. С 2017 года запущен эксперимент по маркировке лекарств с помощью DMX Code (Data Matrix Code). Этот двухмерный код внешне похож на QR-code, который можно считать с помощью смартфона или специального сканера. В планах правительства — маркировка обуви, икры, медицинских изделий и т.д.

Минфин передумал

В октябре 2016 года Министерство финансов подготовило законопроект по маркировке товаров специальными знаками, но тогда Минфин прописал, что выступает против продажи данных из систем по движению промаркированной продукции. Ведомство указывало на «недопустимость взимания с участников оборота товаров, конечных покупателей товаров платы за предоставление и получение информации из реестра контрольных (идентификационных) знаков в рамках обеспечения обязательной маркировки».

Продажа информации о передвижении какого-либо товара способна навредить участнику системы, поскольку ее могут использовать конкуренты, объясняли тогда в пресс-службе министерства. «Информация из баз данных движения товаров в части построения системы отношений с дилерами, торговыми сетями, организации логистики и т.п. может быть использована конкурирующими субъектами для получения конкурентных преимуществ», — указывали в ведомстве. В пресс-службе Минфина не ответили на вопрос РБК, почему изменилась позиция министерства и о продаже каких данных идет речь в письме Сторчака. В ведомстве подчеркнули, что пока законопроект находится на стадии согласования.

Участники фармрынка выступали за государственного оператора базы, рассказал РБК генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев. Возможность передачи этих функций коммерческой структуре российские фармпроизводители с правительством не обсуждали, говорит он. Предложение Минфина ставит множество дополнительных вопросов, например, по поводу выбора самой организации или условий оплаты. «Это необходимо дополнительно обсуждать, и нет гарантии, что игроки на рынке согласятся на такие условия», — подчеркивает Дмитриев.

«Ростелеком» и «Ростех»

Большую часть аукционов, ранее объявленных в связи с созданием баз промаркированных товаров, выиграли две компании: АО «ЦентрИнформ» (бывшая дочерняя структура ФСБ, указано на сайте компании) и бывшее дочернее предприятие налоговой службы — Главный научный инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ). Именно ГНИВЦ выиграл основной конкурс ФНС на создание и развитие баз по движению лекарств и шуб за 450 млн руб.

Разработчик базы уже определен, но ее будущий оператор, который займется обслуживанием и развитием системы, пока неизвестен, хотя несколько компаний в проекте заинтересованы. Так, представитель «Ростелекома» рассказал РБК, что компания может поучаствовать в проекте после анализа технического задания. «Возможно, для функционирования [базы] пригодятся ресурсы инфраструктуры «электронного правительства», созданием и эксплуатацией которой занимается «Ростелеком» (включает систему межведомственного электронного взаимодействия, единую систему идентификации и аутентификации и др.)», — отметил он.

Два собеседника РБК на фармацевтическом рынке предположили, что оператором может стать одно из дочерних подразделений госкорпорации «Ростех». Компания участвовала в создании концепции внедрения маркировки лекарств в 2015 году, рассказали они. Представитель «Ростеха» не смог ответить на вопросы РБК. Еще один заинтересованный игрок, по мнению двух собеседников РБК в фармкомпаниях, — это Национальный фармацевтический реестр (НФР), связанный с братьями Ротенбергами.

Компания на 90% принадлежит фирме «Платформа» председателя совета директоров СМП Банка (основные акционеры банка — братья Аркадий и Борис Ротенберги) Артема Оболенского. Генеральный директор НФР Николай Дуксин летом 2016 года уже заявлял, что компания намерена создать единую базу для лекарств, в которой были бы видны их движение, закупки, информация по патентам и т.д. Информацию для системы планировалось получать в том числе благодаря маркировке лекарств. Доступ к ней должен был быть платным.

Pro
Ловушки «буддийского маркетинга»: что учесть при выходе на рынок Таиланда
Pro
Twitter лучших времен: чем соцсеть Bluesky привлекает пользователей
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как внешние стимулы и гормоны влияют на наши решения — Роберт Сапольски
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как замедление экономики КНР влияет на торговлю с Россией