Составы для коррупционеров
Депутаты Госдумы наконец-то решили узаконить статус коррупционных преступлений. Вскоре проходящих по 46 криминальным составам госслужащих можно будет официально именовать коррупционерами. Депутат профильного думского комитета Ирина Яровая внесла законопроект, усиливающий ответственность за хищения бюджетных средств. Абсолютным нововведением документа стало то, что у заподозренных в воровстве чиновников силовики станут проверять расходы. Дорогостоящие покупки, стоимость которых окажется выше их официальных заработков, смогут быть экспроприированы в пользу государства.
Председатель думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая («Единая Россия»), не так давно засветившаяся в скандальной статье о «политической проституции», подготовила и внесла революционный законопроект. В нем предлагается ввести в Уголовный кодекс новую статью ― «Хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, госкомпаний, госкорпораций» и впервые закрепить в законодательстве само понятие «коррупционное преступление».
Сейчас действия коррупционера подпадают под статью «мошенничество», «злоупотребление служебными полномочиями» или «получение взятки». При этом чиновникам, пойманным на воровстве, откатах или взятках, грозит срок не более десяти лет лишения свободы.
«У нас фактически есть 46 составов, которые так или иначе определяют ответственность за преступления, которые по факту следует отнести к коррупционным. Я предлагаю впервые ввести единое унифицированное понятие «коррупционное преступление», ― рассказала РБК daily г-жа Яровая.
За хищения госсредств в особо крупных размерах бывший прокурор Яровая предлагает сажать преступника на срок от восьми до 15 лет и штрафовать на сумму до 5 млн руб. За кражу в крупном размере предлагается сажать на 12 лет и штрафовать на 3 млн руб. При этом факты хищений при исполнении оборонного, муниципального или государственного заказа, а также использование служебного положения будут отягчающими обстоятельствами. Более мелкие кражи могут привести к заключению под стражу на семь лет или к пяти годам принудительных работ.
Однако самыми революционными в законопроекте станут меры, принимаемые в отношении заподозренного в воровстве бюджетных средств госслужащего. Г-жа Яровая предлагает проверять расходы такого чиновника, сделанные им, его супругой и несовершеннолетними детьми за последние три года. «Тем самым появится возможность возврата средств, нажитых незаконным путем», ― подчеркивает разработчик законопроекта.
При возбуждении уголовного дела против чиновника особым порядком будет направляться дополнительная информация о нем в Генпрокуратуру. «В рамках контроля за расходами сотрудники прокуратуры проверят обоснованность его последних крупных трат. В случае обнаружения подозрительных покупок у генпрокурора есть полномочия инициировать иск в судебном порядке об отчуждении такого имущества», ― поясняет депутат.
В странах Европы контролируются расходы всех чиновников, а не только попавших под прицел следствия. «В конвенции ООН, подписанной всеми основными странами в 2003 году в Мексике, есть 20-я статья, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконное обогащение, ― говорит гендиректор юркомпании ICN Максим Смирнов. ― В европейских странах эта статья соблюдается, и в случае выявления налоговыми органами покупки, превышающей официальный доход госслужащего, и если чиновник не может объяснить происхождение средств, потраченных на нее, тут же начинается проверка в отношении такого представителя власти».
«Появление нового состава преступления в УК ― популистская мера, которая не даст реального результата, ― считает партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов. ― Конструкция норм уголовного закона позволяет привлечь к ответственности любого чиновника, который допустил хищение бюджетных средств или вымогал взятку. С принятием нового закона количество уголовных дел и обвинительных приговоров по коррупционным преступлениям если и изменится, то по иным причинам».
А вот норма о конфискации предметов роскоши, явно купленных не на зарплату чиновника, по словам эксперта, вызывает интерес, поскольку такой в российском законодательстве еще не было.
Привлекать кого бы то ни было к подготовке своего законопроекта г-жа Яровая не стала. «Это авторский законопроект, она готовила его лично, ― пояснил РБК daily помощник г-жи Яровой Олег Жданов. ― В ходе его доработки в Думе, конечно, к нему будут присоединяться другие депутаты, но на этапе подготовки документа ей никто не помогал».
Законопроект отправлен на рассмотрение спикеру нижней палаты парламента Сергею Нарышкину и в другие комитеты. Г-жа Яровая надеется, что документ будет рассмотрен уже в осеннюю сессию и будет поддержан коллегами.