Общество, 10 июн 2014, 01:24

А что скажет Игорь Иванович?

Читать в полной версии
Фото: РИА Новости

Дискуссия Минфина и Минэнерго о налоговом маневре в нефтяной отрасли завершилась принятием варианта ведомства Александра Новака. Но судьба маневра до конца не решена: против предлагаемых чиновниками перемен теперь выступает «Роснефть», указывая на риски потерь для компании. Окончательное решение власти должны принять в июне после консультаций с нефтяниками.

Президент Владимир Путин на прошлой неделе поручил правительству ускориться с определением параметров налогового маневра, который предполагает снижение экспортных пошлин на нефтепродукты одновременно с повышением НДПИ на нефть. Речь идет о нескольких неделях, пояснил в понедельник директор департамента налоговой политики Минфина Илья Трунин. По его словам, параметры должны быть определены в июне.

Он также сообщил, что Минфин в результате переговоров с Минэнерго фактически принял предложения последнего, предполагающие увеличение срока маневра до четырех лет (Минфин ранее предлагал совершить маневр в два этапа за два года). При этом в рамках первого этапа 2015 года изменения будут такими, как предлагал Минфин. А второй этап, по словам Трунина, будет растянут до 2018 года.

«С 1 января 2018 года мы имеем практически те же самые параметры, экспортная пошлина — 30% на нефть, мазут — те же 100%, пошлина на светлые нефтепродукты порядка 26%, ставка НДПИ порядка 1000 руб. за тонну», — пояснил он. С 2015 года экспортная пошлина составит 42%, добавил Трунин. Минфин и Минэнерго «понимают друг друга» в том, продолжил Трунин, что сохраняется действующая система льгот для нефтяников.

Позиция «Роснефти»

Достигшим взаимопонимания министерствам, однако, предстоит еще один, не менее сложный раунд переговоров. Против текущей конфигурации маневра пока возражает компания «Роснефть». Ранее ее президент Игорь Сечин заявлял, что налоговый маневр может отразиться на реализации ряда крупных проектов, в том числе на проекте Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК).

По расчетам компании, налоговый маневр приведет к потерям, но у Минфина другая оценка. По ней для всего сектора его реализация означает дополнительные доходы, хоть и небольшие. А проект ВНХК, по словам Трунина, становится прибыльным к 2018 году, раньше его и не запустят.

Любое радикальное изменение законодательства приводит к необходимости его дополнительной настройки, что ведет к нестабильности в отрасли, возразил РБК источник в «Роснефти». В итоге это снизит ее инвестпривлекательность. В компании считают, что повысить до 100% пошлины на мазут было бы целесообразнее на год раньше, с 2017 года, сообщил собеседник РБК.

Кроме того, сказал он, компания настаивает на сохранении льготы по экспортной пошлине на нефть в абсолютном денежном выражении (что требует изменения формулы расчета льготной пошлины и снижения коэффициента с 45 до 34%). Льготу по НДПИ для действующих месторождении также необходимо сохранить в абсолютном денежном выражении, полагают в «Роснефти».

Представители министерств заверяют, что если компании удастся доказать правильность своих расчетов, то на маневре настаивать не будут. «Если это действительно окажется так, как говорит Игорь Иванович (Сечин. — РБК), естественно, мы не будем это проводить. Естественно, мы от этого (маневра. — РБК) откажемся», — сказал Илья Трунин. Вопрос налогового маневра планируется обсудить с «Роснефтью», заявляют в обоих министерствах, но дату совещания пока не называют.

Первоначальный вариант налогового маневра от Минфина предполагал, что в течение двух лет, до 2016 года, экспортные пошлины на нефть, светлые нефтепродукты и масла будут снижены более чем наполовину. Параллельно будет повышена ставка НДПИ на нефть до 1005 руб. за тонну, более чем в два раза от текущих уровней. С 1 января 2014 года НДПИ на нефть составляет 493 руб. за тонну, с 1 января 2015 года ставка должна составить 530 руб. за тонну без учета маневра. Чтобы сдержать рост цен на нефть и бензин на внутреннем рынке, Минфин предлагал резко снизить топливные акцизы.

Минэнерго же предлагало установить ставку НДПИ на нефть на уровне 625 руб. за тонну с 2015 года и на последующие годы, снизить предельный коэффициент изъятия при расчете ставки экспортной пошлины на нефть с 57 до 51% в 2015 году, а на последующие годы предусмотреть более плавное поэтапное повышение ставок вывозных таможенных пошлин на мазут: с 2015 года — 80% от ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, с 2016 года — 90%, с 2017 года — 100%.

 

Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
HR-тренды 2025 года — в 10 карточках
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Квартира по подписке: как девелоперский бизнес превратится в экосистемы
Pro
«22% — скорее сюрприз, 23% — уже в рынке». Что будет со ставкой в декабре
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
Резкий рост оборотов на маркетплейсах в 2024 году: чего ждать в 2025-м