Общество, 10 июн 2014, 22:24

Преступников хотят освобождать от преследования за раскаяние

Сенаторы предлагают обязать следователей прекращать уголовное преследование подозреваемых и обвиняемых в случае их деятельного раскаяния. Соответствующая инициатива внесена во вторник в Госдуму и обсуждалась в тот же день сенаторами в Следственном комитете России. "Прощать" предлагается не всех подследственных, а только совершивших преступления, за которые предусмотрен срок не более 5 лет.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

Законопроект о новом способе освобождения от уголовной ответственности внесен 10 июня в Госдуму. Документ подготовили председатель комитета Совфеда по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас, его заместитель Константин Добрынин и председатель комитета по регламенту Вадим Тюльпанов.

Законопроект во вторник обсуждался на выездном заседании Совета Федерации в Следственном комитете России (СКР). Сенаторы объясняли высокопоставленным следователям суть своих поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, а их собеседники слушали, не высказывая собственную позицию.

По действующему законодательству суд при согласии или по инициативе прокурора, следователя или дознавателя вправе прекратить уголовное преследование в отношении раскаявшихся "нетяжких" преступников. Но это право, а не обязанность.  По словам сенаторов, соответствующая норма УПК  содержит коррупционную составляющую, поскольку позволяет произвольно ее применять.

В пояснительной записке отмечается, что правоохранители сейчас не заинтересованы в освобождении от уголовной ответственности фигурантов, поскольку это ухудшает статистику их работы. Чтобы убрать возможность по-разному трактовать закон, сенаторы предлагают в УПК заменить формулировку "вправе прекратить" на "прекращает" уголовное преследование.

По словам сенатора Добрынина, законопроект сократит бюджетные расходы на судопроизводство. "Человек раскаялся не на словах, а на деле и возместил ущерб. Не стоит из него после этого делать осужденного или заключенного, не в этом государственный интерес", - считает он.

Сенаторская поправка касается тех, кто впервые совершил преступление, за которое максимальная санкция не превышает 5 лет лишения свободы, возместил ущерб, активно способствовал раскрытию и расследованию. Источник РБК в СКР считает, что не стоит ставить следователей в жесткие рамки. "Никаких проблем сейчас с "пряниками" для тех, кто активно сотрудничает со следствием, нет, все, кто помогает расследованию, остаются довольны. И вводить дополнительный стимул здесь не нужно. Более того, бывает, что дело изначально возбуждается по нетяжкой статье, а в ходе его выявляются новые составы преступлений. Если следователи были  бы обязаны отпустить такого преступника, в случае, когда он подсуетился и сделал все, чтобы попасть под категорию раскаявшегося, такие преступления остались бы нераскрытыми", - пояснил свою позицию собеседник в СКР.

Разработчики же настаивают, что их документ устранит правовые коллизии из уголовного процесса. "Мы убираем из полномочий конкретного сотрудника излишнюю дискрецию, что делает норму уголовного судопроизводства более жесткой, какой она и должна быть, чтобы в полной мере защищать интересы граждан", - сказал РБК сенатор Добрынин.

В январе из-под пера тех же сенаторов вышел законопроект об обязательности приобщения к материалам уголовных дел результатов независимых экспертиз. Наделить правом настоять на этом, по замыслу законотворцев, следует самих подследственных, потерпевших и адвокатов.  В феврале та же группа сенаторов предложила ужесточить порядок продления доследственных проверок после истечения 30 суток. В апреле они же внесли законопроект, согласно которому защитник обязан присутствовать при любом процессуальном действии с подследственным, в том числе при вынесении решения о заключении под стражу или под домашний арест. Ни один из вышеперечисленных законопроектов дальше профильных комитетов пока не прошел.    Законопроект сенаторов не подразумевает обратной силы, поскольку уже осужденные граждане при всем их желании не смогут реализовать свое право на раскаяние,  пояснил РБК адвокат Игорь Трунов. По его мнению, сенаторы поверхностно знают об институте сделки с правосудием, в основе которой лежит не раскаяние, а польза правосудию. "Правоохранитель должен быть заточен на то, чтобы подследственный выдал всех подельников, все стороны, рассказал о других преступлениях, о совершении которых ему известно", - отмечает адвокат. И только следователь и судья, по словам юриста, могут понять, есть ли в той информации, которую выдал преступник, что-то заслуживающее внимания или это тривиальное желание совершившего преступление уйти от ответственности. "Поэтому не стоит ставить правоохранителей в жесткие рамки, обязывая всех, в том числе якобы раскаявшихся, освобождать от ответственности", - резюмирует Трунов.

Иван Петров

Pro
«Эталон» удвоил продажи. Что будет с его акциями и ждать ли дивидендов
Pro
Знаки деменции появляются за 15 лет до диагноза. Как не пропустить их
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Почему две трети иностранных компаний не торопятся уходить из России
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
В России ввели ГОСТ для «умных домов». И это прорыв для всего PropTech
Pro
Богатые россияне выбирают личные фонды и закрытые ПИФы. Что меняется
Pro
От чего нас лечат: 5 несуществующих диагнозов