Общество, 10 июн 2015, 00:25

Нефть против машин

Читать в полной версии
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

При сохранении текущей экономической и политической ситуации в 2015 году в России будет продано 1,7 млн автомобилей, ожидает The Boston Consulting Group (BCG). Это амбициозный прогноз, считают аналитики и дилеры.

​Сценарии развития рынка

Согласно базовому прогнозу консалтинговой группы BCG, в 2015 году объем российского рынка составит 1,7 млн новых легковых автомобилей — на 26% меньше, чем годом ранее. На этот уровень рынок выйдет при условии, если нефть будет торговаться по $60–75 за баррель, а курс доллара останется в диапазоне 48–60 руб. (сейчас нефть стоит $64,7, доллар — 55,8 руб.). Сценарий не учитывает введение новых экономических санкций, но и улучшения политической ситуации в нем тоже не предусмотрено.

Прогноз BCG не учитывает продажи легкого коммерческого транспорта (LCV). По итогам первых пяти месяцев в России было продано 605,3 тыс. легковых автомобилей (оценка «Автостата»). Для того чтобы вписаться в базовый сценарий, во втором полугодии динамика продаж автомобилей должна быть как минимум на 30% выше текущих уровней. «Первая половина года для автомобильного рынка традиционно хуже второй, в том числе из-за длинных новогодних и майских праздников, — пояснил РБК старший партнер и управляющий директор BCG Николаус Ланг. — При планировании базового сценария мы ожидали, что в первом полугодии будет продано порядка 750 тыс. машин».

По базовому прогнозу BCG к 2020 году объем российского авторынка вырастет до 2,8 млн машин (плюс 22% к результатам 2014 года), а на уровень прошлого года — 2,3 млн штук — продажи вернутся в 2018 году. Но это при условии, если цена на нефть постепенно вырастет до $69–75 за баррель, а Европа к концу текущего года — началу следующего снимет с России санкции (США — оставит).

Прогноз BCG также включает оптимистичный, пессимистичный и наихудший сценарии развития российского авторынка. Согласно последнему объем продаж автомобилей в 2015 году едва превысит 1 млн штук (минус 56% к 2014 году), в 2020 году — 1,7 млн штук. На такой уровень рынок выйдет, если Россия в силу дальнейшего ухудшения внешнеполитической ситуации будет отключена от международной межбанковской системы (SWIFT) и лишится возможности экспорта нефти в Европу и США. Ланг не стал называть вероятность наступления того или иного сценария, отметив лишь, что BCG придерживается базового сценария.

Управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев считает базовый прогноз BCG «амбициозным». По его словам, на данный момент фундаментальных причин для роста продаж автомобилей во втором полугодии 2015 года нет, скорее, наоборот, ведь рубль снова обесценивается. Бончев полагает, что по итогам года объем продаж легковых автомобилей составит 1,5 млн штук (минус 35%). Больше половины автомобильных дилеров считают, что в 2015 году рынок сократится на 40%, говорится в совместном исследовании EY и Российской ассоциации автодилеров (РОАД).

Ранее прогнозы на текущий год делали Ассоциация европейского бизнеса, PricewaterhouseCoopers, «Автостат» и РОАД. Их оценки падения продаж лежат в коридоре 24–55%.

Как менялся авторынок

BCG также приводит анализ текущей ситуации на российском авторынке и того, как он изменился после кризиса 2008 года. В условиях резкой девальвации рубля главным конкурентным преимуществом автопроизводителей становится локализация производства. По данным компании, за последние шесть лет число локализированных брендов ​выросло больше чем вдвое — с 25 до 53%, доля импорта упала, при этом снизилась на 19 п.п., до 29%.

Трудности в экономике меньше всего оказали влияние на премиальный сегмент автомобилей. С 2007 года он устойчиво вырос с 6 до 12% в отличие от среднего ценового сегмента и массовых брендов, которые за тот же период показали разнонаправленную динамику. В итоге доля дешевых машин с 2007 года снизилась с 50 до 40%, средних — немного выросла, на 5 п.п., до 48%.

Сейчас, когда автомобильный рынок сократился почти на 37,7%, продажи в массовом сегменте упали на 39%, а премиальных машин — только на 21%, подсчитал «Автостат». Mercedes, например, за пять месяцев продавал на уровне прошлого года, а Porsche, Lexus и Acura показали рост. «Средний сегмент сократился и после кризиса 2008 года вернулся в норму медленнее, что, скорее всего, повторится в 2015 году», — полагают аналитики BCG.

Дилеры сейчас пытаются расширить свои портфели брендов именно за счет премиальных марок, заявил РБК заместитель председателя правления ГК «Автоспеццентр» Валерий Макаев. ГК «Фаворит Моторс» интересуется BMW, Mercedes, Audi, Range Rover, Jaguar, говорил президент холдинга Владимир Попов.

Изменилась и структура региональных рынков. Если по всей России главным трендом был рост доли автомобилей средней ценовой категории за счет снижения доли массмаркета, в Москве и Санкт-Петербурге рос только премиальный сегмент. По итогам 2014 года в обеих столицах каждая пятая проданная машина была из категории престижных.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Чтобы агроном получал больше айтишника: как решают вопрос кадров в селе
Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
40 лет с Excel: уничтожит ли ИИ главный офисный инструмент