Деньги БРИКС — не для Греции
На саммите БРИКС в Уфе окончательно объявлено о формировании Банка развития и Пула условных валютных резервов, виртуального секретариата. По словам членов российской делегации, вопрос о финансовой помощи Греции не обсуждался.
В Уфе в четверг завершился саммит стран БРИКС, неформального объединения России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки, созданного для обсуждения и развития финансово-экономического взаимодействия «пятерки» и ее партнеров.
Проходил он на фоне обострения долгового кризиса в Греции, грозящего пошатнуть еврозону, и обвального падения фондового рынка Китая. Однако на вопросы журналистов к членам российской делегации, поднимался ли греческий вопрос и возможно ли оказание этой стране помощи от БРИКС, ответ был отрицательный. Тема китайского фондового кризиса на саммите также не обсуждалась публично, хотя на переговорах Владимира Путина с председателем КНР Си Цзиньпином российский лидер выразил уверенность в том, что Китай справится с создавшейся ситуацией.
«Беспокоит нестабильность»
Более откровенно о ситуации в мировой экономике лидеры БРИКС говорили за закрытыми дверьми. «Подробно говорили о ситуации в мировой экономике. Нас беспокоят нестабильность на рынках, высокая волатильность цен на энергетические и сырьевые товары, накопления рядом крупных стран суверенной задолженности», — рассказал Путин, подводя итоги саммита. В открытой для прессы части Путин подчеркнул положительную динамику в БРИКС: «Внутренний товарооборот растет, рост составил по сравнению с 2009 годом 70%, а торговля России, для примера, с государствами «пятерки» удвоилась. Однако объем товарооборота России с большинством стран БРИКС в прошлом году снизился, в этом году падение продолжилось: с Китаем в январе—апреле — на 29,4%, с Индией — на 17,1%, с ЮАР — на 8,6%. За 2014 год на 15% вырос только товарооборот с Бразилией, в этом году, по словам Путина, также «наблюдается корректировка».
На саммите в Уфе формально были созданы Новый банк развития и Пул условных валютных резервов. Активная работа по их учреждению началась еще в 2013 году, в прошлом году на саммите в Бразилии были определены принципы их создания, в Уфе работа была финализирована. Планируемый капитал банка и пула — по $100 млрд. «Новый банк займется кредитованием совместных крупномасштабных проектов в транспортной и энергетической инфраструктуре, в сфере индустриального развития», — сообщил Путин по итогам саммита. Это основное достижение саммита, прокомментировал председатель Делового совета БРИКС Сергей Катырин. Конкретные проекты еще не выбраны. По словам Катырина, Россия подготовила 37 проектов, среди них и проект скоростной железной дороги Москва — Казань.
Будущее БРИКС
Официальные лица в ходе подготовки подчеркивали отличие неформального объединения «пятерки» от закоснелых институтов, созданных западными странами. У БРИКС «нет задач, подтачивающих чьи-то интересы», в нем нет «ничего надуманного и навязанного», повторял шерпа России в группе замминистра иностранных дел Сергей Рябков. Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов заметил РБК, что каждый последующий саммит БРИКС проходит все более торжественно и сейчас по совокупному влиянию этот форум уже можно сравнивать с «большой семеркой».
Взаимодействие по внешней политике будет нарастать, обещал Рябков, страны продолжат координировать повестку перед саммитами «двадцатки» и в ООН. Но на саммите в Уфе лидеры БРИКС также избегали конкретики и в международных вопросах. .
О дальнейшей институционализации группы речь также не шла, хотя Путин выразил надежду на то, что будет продолжена работа гражданских, молодежных, парламентских форумов. Единственным решением, приближающим БРИКС к тому, чтобы из неформального клуба стать международной организацией, стало заключение меморандума о создании сайта объединения, который называется лидерами «виртуальным секретариатом». О том, что такой секретариат будет создан, российские дипломаты говорили еще на саммите в ЮАР в 2013 году, но решили приурочить запуск к российскому председательству.