Общество, 10 июл 2015, 00:25

$7,7 млрд на стекле для гаджетов

Читать в полной версии
Фото: Corbis/East-News

Китаянка Чжоу Цюньфэй в 15 лет пошла работать, чтобы помогать семье, а в 45 стала богатейшей женщиной страны. Сегодня она глава компании Lens Technology стоимостью $9,7 млрд и обладательница состояния в $7,7 млрд.

Трудное детство

Китаянка Чжоу Цюньфэй прошла классический путь миллиардера self-made: в 15 лет она начала работать на конвейере провинциальной стекольной фабрики, а сейчас ей 45, она руководит компанией, без чьей продукции не обходятся Apple и Samsung, и обладает состоянием в $7,7 млрд — больше, чем у сэра Ричарда Брэнсона или основателя Uber Трэвиса Каланика, про которых говорят гораздо чаще.

Богатство Чжоу, как и других китайских миллиардеров, наводнивших в последние годы список Forbes, сильно зависит от стоимости акций принадлежащей ей компании. Неожиданное падение китайского фондового рынка почти на 30% с середины июня утянуло за собой и котировки Lens Technology, которые упали на 21% (на 9 июля, данные терминала Bloomberg). Из-за этого Чжоу Цюньфэй потеряла за эти недели $4,8 млрд в индексе Bloomberg Billionaires. Тем не менее текущая цена акций Lens остается на 383% выше цены IPO, проведенного лишь четыре месяца назад, а владелица компании, с малых лет привыкшая к невзгодам, — на $5,5 млрд богаче, чем была всего лишь год назад (по оценкам Bloomberg).

Чжоу Цюньфэй родилась в 1970 году в городском уезде Сянсян, провинция Хунань, на юго-востоке Китая. Семья Цюньфэй жила бедно. В 1960-х с ее отцом произошел несчастный случай и он ослеп. Мать девочки умерла, когда ей было пять лет. В 15 лет Чжоу бросила школу и перебралась в город Шэньчжэнь (провинция Гуандун), к тому моменту уже получивший статус особой экономической зоны. В 1980-е китайская молодежь массово уезжала из сельских районов в промышленные центры в поисках работы.

Чжоу специально устраилась на завод, расположенный рядом с Шэньчжэньским университетом, чтобы иметь возможность совмещать работу с учебой. Она посещала сразу несколько курсов: бухгалтерию, программирование, таможенное оформление — и даже сдала на права на управление грузовыми автомобилями. Единственно, о чем она впоследствии жалела, так это о том, что не выучила английский.

Свое дело

В 1993 году компания, производившая стекло для часов, на которую она работала, закрылась, и Чжоу решила основать собственный бизнес, вложив в него сбережения на сумму $20 тыс. гонконгских долларов. На открытие своего дела Чжоу сподвиг ее двоюродный брат, который вместе с другими родственниками помогал сестре развивать бизнес.

В 2001 году ее компания заключила соглашение на поставку стекол для мобильных телефонов китайскому производителю электроники TCL Corporation. Крупный контракт стал важной вехой на пути развития предприятия. Другим важным достижением компании стал договор на выпуск стекол для флагманской модели мобильного телефона Motorola RAZR V3, вышедшего в 2004 году.

Спустя два года Чжоу основала Lens Technology, ставшую ведущим игроком мирового рынка сенсорных экранов. Название компании (lens — «линза» на английском) было специально выбрано так, чтобы появлялось в числе первых на запрос этого слова в интернет-поисковиках.

Вскоре после запуска своей компании, которая стала специализироваться на производстве стекольных пластин для мобильных телефонов, планшетных компьютеров, лэптопов и другой потребительской электроники, Чжоу перенесла завод в свой родной город Сянсян.

Сегодня Lens Technology — ведущий мировой поставщик стеклянных пластин для производителей смартфонов, компьютеров, а также фото- и видеотехники, в том числе для таких флагманов электроники, как Apple, Samsung, LG и Huawei. Доля основного продукта китайской компании в глобальном рынке смартфонов и планшетных компьютеров составляет 20,27 и 23,37% соответственно. Под контролем холдинговой компании Lens Technology находятся десять дочерних предприятий, расположенных в Гонконге, Шэньчжэне, Куньшане, а также в провинции Хунань.

Звездное IPO

Lens Technology в середине марта 2015 года провела IPO на Шэнчжэньской фондовой бирже, на площадке перспективных технологических компаний Growth Enterprise Market. Поставщик стеклянных покрытий для экранов iPhone и других смартфонов и планшетных устройств разместил 10% увеличенного акционерного капитала, выручив около $230 млн. Дебют Lens на бирже получился звездным: стартовав с цены размещения 22,99 юаня, акции компании 13 торговых дней подряд завершали ростом более чем на 10%. В конце марта акции стоили уже 71 юань за штуку (рост на 208% всего за две недели). Именно тогда Чжоу Цюньфэй стала самой богатой женщиной Китая, опередив 33-летнюю Ян Хуэйянь, чья компания строит элитное жилье.

Привлеченные на IPO деньги Lens пообещала направить на обновление и расширение мощностей по производству стеклянных покрытий для сенсорных экранов и стекол из искусственного сапфира.

Чжоу, председательствующая в совете директоров Lens Technology, и ее муж Чжэн Дзюнлун после IPO сохранили за собой 90% компании. Доля Чжоу (592 млн акций) по состоянию на 9 июля оценивается в 52 млрд юаней, или $8,5 млрд. Ее состояние Bloomberg оценивает в меньшую сумму — $7,7 млрд (на эту оценку, помимо стоимости активов, могут влиять задолженность, страновые риски и другие факторы).

«Яблочная» зависимость

Любой обладатель iPhone каждый день соприкасается с продуктом, к которому приложила руку предпочитающая держаться в тени китайская бизнес-леди. Именно стекло компании Lens используется во всех последних версиях популярного смартфона.

Корпорация Apple является крупнейшим единоличным клиентом Lens Technology: калифорнийский производитель IPhone обеспечил китайской компании почти половину выручки в 2014 году, составившей 14,49 млрд юаней (около $2,3 млрд).

Любые новости, связанные с Apple, оказывают существенное влияние на китайских рынок производителей — сама «яблочная» компания заявляла, что у нее около 350 поставщиков комплектующих. Десять из них размещены на бирже, в том числе и Lens Technology.

В перспективе сотрудничество с Apple может еще больше увеличить многомиллиардное состояние Цюньфэй. В апреле в продажу поступила первая партия долгожданных смарт-часов Apple Watch, при производстве которых вместо обычного стекла использовалось сапфировое. Lens Technology и ее китайскому конкуренту Biel Crystal удалось стать поставщиками этого суперпрочного материала для дорогого хай-тек аксессуара (стоимость часов варьируется от $549 за стандартную модель Watch до $10 тыс. за дизайнерские Watch Edition, выполненные в корпусе из золота, в спортивных Watch Sport за $349 используется усиленное стекло Ion-X).

Большим разочарованием для поклонников Apple стало отсутствие сапфирового покрытия на вышедших в сентябре 2014 года iPhone 6 и iPhone 6 Plus. Издание Wall Street Forensics отмечало, что виновны в разочаровании пользователей именно китайские компании — Biel Crystal и Lens Technology, которые не сумели довести до стандартов Apple полировку граней стекла.

Зависимость от технологических гигантов опасна. В 2014 году некогда крупнейший производитель сапфирового стекла для техники — американская GT Advanced Technologies Inc. была вынуждена подать в суд заявление о банкротстве после того, как Apple отказалась от его продукции.

Сама Lens Technology отмечала, что 70% ее выручки за два года (с 2012 по 2014 год) пришлась на заказы от Apple и Samsung Electronics. В своем проспекте при выходе на биржу компания указывала, что любые перебои в спросе на ее продукцию со стороны одного из производителей смартфонов могут привести к падению ее прибыли на 50%.

Pro
Солнечный удар по экономике: как вспышки на Солнце повлияют на рынки
Pro
Можно ли с помощью «хороших» бактерий победить воспаление в кишечнике
Pro
Неочевидный Оман: где еще возможно россиянам открыть счета за рубежом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Как Индия боролась с «масляной инфляцией» и проиграла
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
Как охотятся кадровые браконьеры: 11 методов агрессивного хантинга
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех