Новые законы в России, 10 июл, 14:22

Дума одобрила штрафы для пьяных на электросамокатах

За поездки на электросамокатах после употребления алкоголя придется заплатить до 30 тыс. руб., а за нанесенные пешеходам травмы средней степени тяжести — до 15 тыс. руб. Депутаты указали, что нарушения будет сложно установить
Читать в полной версии
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

Госдума приняла в первом чтении законопроект о штрафах для водителей электросамокатов, поправки внесены в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Документ разработали и внесли в Думу сенаторы Андрей Клишас, Артем Шейкин, Владимир Полетаев и Ирина Рукавишникова.

Езда на электросамокате или велосипеде в состоянии алкогольного опьянения обойдется в 20–30 тыс. руб., превышение скорости — от 500 до 5 тыс. руб. Если во время аварии велосипедист или пользователь самоката причинил легкий вред здоровью, его оштрафуют на 2–5 тыс. руб., за травму средней тяжести — 10–15 тыс. руб.

За превышение установленной скорости движения на 5–10 км/ч грозит штраф на 500–800 руб., на 10–15 км/ч — от 2 тыс. до 2,5 тыс. руб., на 15–20 км/ч — от 3 тыс. до 3,5 тыс. руб., если превышение еще больше — от 4 тыс. до 5 тыс. руб.

Езду на самокате или велосипеде «по проезжей части дороги в нарушение ПДД» будут наказывать штрафом 2–2,5 тыс. руб. Согласно разделу 24 Правил дорожного движения, велосипедисты в возрасте старше 14 лет могут ехать по правому краю проезжей части, если велодорожки нет или нет возможности по ней двигаться.

В пояснительной записке отмечается, что за четыре года общее число пользователей средств индивидуальной мобильности (СИМ) выросло в пять раз, а количество поездок с использованием таких транспортных средств в краткосрочной аренде увеличилось в 12 раз. Общее количество эксплуатируемых СИМ в Москве — более 750 тыс. без учета приобретенных до 2019 года.

Средства индивидуальной мобильности (СИМ) объединяют ряд видов техники, включая электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные транспортные средства.

«Рост аварийности с участием СИМ и рост их количества при отсутствии необходимой инфраструктуры вызывает протестные настроения в обществе, включающие требования полного запрета использования СИМ на тротуарах», — отметили авторы законопроекта.

Правительство считает сложной задачей создание инфраструктуры для движения исключительно средств индивидуальной мобильности (СИМ) в текущей городской застройке.

Спикер Думы Вячеслав Володин отмечал, что проект должен уменьшить количество ДТП на дорогах и обеспечить безопасность граждан.

В ходе обсуждения законопроекта на заседании в Думе депутаты отметили, что инициатива сенаторов важная и нужная, но законопроект пока сырой и требует серьезной доработки. Выступавшая с содокладом замглавы профильного комитета Госдумы по госстроительству Ирина Белых, например, подчеркнула, что законопроектом предлагается установить административную ответственность за нарушение обязанностей, которые не установлены правилами дорожного движения для тех, кто передвигается на СИМ и велосипедах. «Например, в отличие от скорости движения СИМ 25 километров в час, ПДД не ограничивают максимальную скорость велосипедов и не содержат конкретного запрета на управление СИМ в состоянии опьянения, требований прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения и невыполнение законного требования сотрудника полиции об остановке этого самоката или велосипеда», — пояснила Белых. Кроме того, добавила депутат, ряд СИМ не оснащены приборами измерения скорости, поэтому непонятно, как их пользователи будут отслеживать соблюдение скоростного режима.

Депутат Алексей Куринный обратил внимание на то, что, согласно предлагаемым нормам, штраф за отказ от освидетельствования на алкогольное опьянение составит 30 тыс. руб., а за покидание места ДТП — 5 тыс. руб. «Ну совершенно необоснованно», — посчитал он.

Депутат Айдар Метшин также обратил внимание на соотношение штрафов и указал на то, что штраф за управление СИМ и велосипедом в состоянии опьянения составляет 20–30 тыс. руб., а за оставление места ДТП — 4–5 тыс. «Проще будет оставить место преступления, чем пройти это медицинское освидетельствование», — считает Метшин. Именно поэтому, сказал он, комитет предложил проработать предлагаемые нормы, чтобы не оказалось правовых пробелов, которые позволят уже на выходе законопроекта знать, как его нарушать.

Депутат Евгений Марченко поинтересовался, как практически будет выглядеть задержание человека на электросамокате полицейскими: «Это будут велосипедные патрули или они бегать за ними будут? Или электросамокаты им выдадут и они на них за ними будут гоняться по тротуарам, по дворам и так далее?»

Принятый Думой в первом чтении законопроект касается не только административной ответственности граждан, управляющих СИМами, но также и уточнения/введения административной ответственности для велосипедистов, пешеходов, а также должностных лиц, отвечающих за организацию дорожного движения, заявил РБК Игорь Семеновский, доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России.

Он счел нелогичным, что регулирование СИМов в России в ПДД появилось весной в 2023-м, но при этом сразу не была установлена ответственность за нарушение данных правил.

Семеновский обратил внимание, что под штрафы по проектируемой ст. 12.38 КоАП в текущей редакции будут попадать велосипедисты, которые движутся по автомагистралям со скоростью менее 40 км/ч, то есть подавляющее большинство.

Pro
Переезд бизнеса в дружественные страны: где тонкий лед — 7 карточек
Pro
90 дней подъемов в 05:30: что не так с новым трендом по «улучшению себя»
Pro
Чем рискует собственник при назначении исполнительного директора
Pro
Синдром варяга. Почему компании продвигают чужих, а не своих сотрудников
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
Как сохранить свежий вид кожи в разгар предновогоднего стресса
Pro
ИИ научился хирургии по видео и готов оперировать людей — Fast Company
Pro
Как защитить пожилых родственников от переломов: советы врача из Гарварда