Общество, 10 авг 2021, 09:39

Минтранс предложил контролировать усталость водителей с помощью приборов

В грузовиках, автобусах и такси предложили установить приборы, которые проконтролируют, не засыпают ли водители. Сейчас за рулем можно находиться до 10–12 часов в сутки. Минтранс предложил увеличить эту норму
Читать в полной версии
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Минтранс предложил контролировать состояние водителей грузовиков, автобусов и такси с помощью приборов. Соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов, первым внимание на документ обратил «Коммерсантъ».

Речь идет о системах, которые определяют степень усталости водителей и выявляют признаки засыпания, например с помощью лазерных датчиков, установленных в кабине, или браслета на руке.

Предложенные поправки позволят увеличить предельное время работы за рулем. По действующим ПДД, водители могут проводить за ним не более 10–12 часов в сутки, контроль осуществляется с помощью тахографов. Минтранс же предлагает прописать в правилах дорожного движения возможность управлять более 10–12 часов в сутки, если в кабине установлено «средство мониторинга работоспособности», подключенное к тахографу. Водитель, который проехал менее десяти часов и начал засыпать (это зафиксирует прибор), должен будет остановиться отдохнуть.

По оценке Минтранса, новое оборудование обойдется перевозчику в 25–80 тыс. руб. В эту сумму входят стоимость и установка, а также обслуживание прибора на протяжении трех лет.

Внедрение таких систем позволит государству сократить ежегодный ущерб от ДТП на 350–530 млрд руб., считают в ведомстве. Сейчас он оценивается в 1,78 трлн руб. Минтранс планирует, что поправки вступят в силу с 1 марта 2023 года. По данным ведомства, новая норма коснется деятельности более 4 млн водителей.

«Очень позитивный момент в том, что законодательная база для введения новых технологий строится на данных статистики», — сказал изданию исполнительный директор группы КСОР (разработчик системы «Антисон») Андрей Белоусов.

В свою очередь, глава ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин не поддержал идею возможности увеличить нормативы работы водителей. По его словам, действующий максимум, 12 часов, «и так не соответствует Трудовому кодексу». «Правильнее было бы использовать приборы, чтобы принудительно уменьшать допустимое время вождения при фиксации состояния усталости», — считает Мирошин.

Помимо этого неверным решением будет подключать такие приборы к тахографу — «закрытой и защищенной системе», это создаст риски и возможности изменить данные в нем, продолжил эксперт. Он также предложил сначала оценить влияние новых технологий на здоровье человека. В частности, весной прошлого года водители «Мосгортранса» пожаловались на систему «Антисон», утверждая, что инфракрасное излучение приводит к усталости глаз, зуду и рези, сообщал «Коммерсантъ». В «Мосгортрансе» же эту систему назвали безопасной для водителей. «Излучения меньше, чем в смартфонах. Жалуются на резь в глазах те, кого уволили за то, что они постоянно отвлекались во время вождения и не следили за дорогой», — пояснили РБК в компании.

Президент ассоциации «Грузоавтотранс» Владимир Матягин также не поддержал идею контролировать состояние водителей с помощью приборов. «Это очередное лоббирование интересов производителя очередной коробочки, которую впоследствии обяжут ставить в каждую машину», — уверен он.

По словам Матягина, пока показания с тахографов снимают инспекторы, у водителей всегда будет возможность «договориться на месте независимо от показаний прибора и их количества». В действительности, отмечает эксперт, водители грузовиков не соблюдают установленные нормы вождения и едут до тех пор, пока не захотят спать.

Система контроля за состоянием водителей уже внедрена в Москве. Речь идет о системе «Антисон», которая с помощью лазерных датчиков следит за морганием, поворотами головы и взглядом водителя. По оценке Минтранса, ее внедрение позволило сократить аварийность на 23%.

Pro
Как составить план на день исходя из ценностей: пирамида Франклина
Pro
«Блеск люкса тускнеет». Почему кризис повлиял на сегмент роскоши
Pro
Не признавать ошибки: как живут боссы с посттравматическим расстройством
Pro
Зарплата курьера достигла ₽180 тыс. Что будет дальше с рынком доставки
Pro
Наорал — и все заработало: как управляют командой токсичные руководители
Pro
Шесть типов собеседников и как подстроиться под каждого из них
Pro
Альфа-самец на переговорах: как противостоять его манипуляциям
Pro
«Привяжите» оппонента: как добиться желаемого в переговорах — 10 советов