Власти Москвы: Муниципальные собрания свяжут чиновников и горожан
Объявленная в этом году реформа действительно начала менять работу этих органов власти. Они стали оказывать реальное влияние на жизнь города, более того, из незаметных и мало кому известных структур муниципальные собрания превратились в организации, расставляющие акценты в благоустройстве города, в "мостики" между чиновниками и горожанами.
По утверждению мэра Москвы Сергея Собянина, одной из фундаментальных проблем многомиллионного столичного мегаполиса является "отрешенность" москвичей от власти. "Многие жители считают, что власть далеко - до нее не добежать, до мэра не достучаться. Я не могу получать сигналы от 12 млн населения, хотя стараюсь общаться с людьми", - отметил мэр.
Он пояснил, что система управления в Москве достаточно сложна, поэтому и необходимо усиливать значение депутатов органов местного самоуправления. "Они находятся в районах, непосредственно общаются с жителями, сами являются жителями", - добавил мэр.
Суть реформы очень проста – муниципальные депутаты в первую очередь получили функции контроля за стройками, организацией рынков, строительством паркингов в районе. Эти функции ранее относились к компетенции чиновников. Теперь контролирующие органы исполнительной власти также могут проводить проверки, но местные жители могут реально повлиять на происходящее – запретить строительство пивного магазина, потребовать благоустройство детских площадок, и это только самый простой пример.
"Надеюсь, что муниципальные депутаты будут относиться с полной серьезностью к таким полномочиям и не просто принимать решения, исходя из личных побуждений, а именно общаясь с жителями, учитывая интерес москвичей", - отметил мэр.
В июле 2011г. на последнем перед каникулами заседании Московская городская дума успела принять в окончательной редакции закон "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы". С 1 августа 2012г. он вступил в силу.
Закон делегировал часть государственных полномочий депутатам органов местного самоуправления. Он наделил органы местного самоуправления всех муниципальных округов полномочиями в сферах, которые в наибольшей степени затрагивают интересы населения по месту жительства: благоустройства, эксплуатации и содержания жилищного фонда, размещения объектов капитального строительства и некапитальных объектов.
Представительные органы местного самоуправления получили право участвовать в согласовании ежегодного перечня дворов, которые подлежат ремонту, планов по благоустройству парков и скверов и перечня домов, которые подлежат капитальному ремонту. В сфере строительства органы местного самоуправления наделены полномочиями по согласованию размещения не только гаражей, магазинов, рынков, аптек, ремонтных мастерских и других объектов, площадь которых не превышает 1,5 тыс. кв. м, но и храмов.
Закон передал на местный уровень публичной власти такие полномочия, как выражение недоверия главе управы района. Более того, теперь глава управы района должен отчитываться перед муниципальными депутатами о результатах своей деятельности. В случае выражения недоверия главе управы установлена обязанность Совета депутатов проинформировать об этом мэра Москвы в трехдневный срок.
Наконец, установлена ответственность для органов местного самоуправления и их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей при выполнении отдельных полномочий города Москвы. На днях правительство Москвы приняло ряд поправок, усиливающих роль местного самоуправления. Оказалось, что в законе некоторые моменты просто не были прописаны достаточно четко. В частности, не были прописаны правила взаимодействия: органы исполнительной власти могли в некоторых случаях игнорировать органы местного самоуправления. "Теперь это становится невозможным, полномочия четко регламентированы", - пояснила заммэра Москвы Анастасия Ракова.
Поправки уточняют, что решения депутатов носят не рекомендательный, а обязательный характер. "Для подобных согласований у депутатов есть разумный временной период – от 21 до 30 дней, - добавила А.Ракова. – Он позволяет разобраться с документами и осмыслить принимаемое решение".
Например, на согласование работ по благоустройству и капремонту жилья у депутатов есть до 30 дней. По последним поправкам, за каждым народным избранником закрепляются и конкретные адреса, которые он держит на контроле – от начала работ до приемки.
Отныне для своей новой деятельности муниципалы получают и финансовый резерв. В 2013г. это около 5 млрд рублей на 125 районов Москвы.
"Речь идет о создании специального дополнительного фонда на развитие района, - уточнила А.Ракова. - Решение о расходовании этих средств будет приниматься представителями органов местного самоуправления".
Эти деньги могут быть потрачены на дополнительные работы по благоустройству района. Что именно надо сделать, будут определять депутаты на основании пожеланий жителей. Затем решение передается главе управы, его реализацией будет заниматься уже исполнительная власть.
Контроль будет взаимным – депутаты вправе требовать отчета от главы управы. Раз в год главный районный чиновник обязан рассказывать представителям муниципалитета о выполнении комплексных программ развития района, взаимодействии управы и жителей по социально-экономическим вопросам и т.д. Отчет должен даваться лично. Также чиновник обязан ответить на вопросы депутатов, поданные в управу не позднее чем за 10 дней до заседания.
Еще один важный момент: отчетное заседание должно быть открытым. На нем могут присутствовать жители района. Именно такая система, по задумке мэра, и станет проводником между властью и жителями, позволяя ускорить процессы благоустройства города, донести до руководства мегаполиса проблемы и чаяния любого москвича, желающего что-то изменить в столице.