Вступились за грузовики
За неделю бизнес попытается договориться об отсрочке введения платы для грузовиков 12-тонников и последующем снижении этой платы. В противном случае возможны простои грузовиков и обращения перевозчиков в суды.
Неделя на договоренности
У бизнеса осталась неделя на то, чтобы договориться с чиновниками о моратории на введение платы за проезд 12-тонных автомобилей по федеральным дорогам общего пользования. Она вводится 15 ноября, а решение об этом было принято еще в 2011 году и объяснялось тем, что большегрузные автомобили больше всего разрушают дороги. Деловые организации добиваются отсрочки введения такой платы как минимум на восемь месяцев, указывая на то, что система взимания денег не готова, а ее введение может разогнать инфляцию. Если мораторий не будет введен, перевозчики собираются либо приостанавливать работу, либо оспаривать возможные штрафы в суде. Источник РБК, знакомый с ходом обсуждения, полагает, что в данном вопросе бизнесу вряд ли пойдут навстречу.
В 2016 году в федеральном бюджете заложено почти 40 млрд руб. поступления сумм от владельцев грузовиков 12-тонников. Но сама система взимания платы не готова, а договоренностей по размеру платы не достигнуто, указывает бизнес-омбудсмен Борис Титов в письме премьеру Дмитрию Медведеву (копия есть у РБК). Титов пишет, что предпринимательское сообщество считает размер платы завышенным. Изначально плата за возмещение вреда 12-тонниками составляла 3,5 руб. за 1 км пути, она была утверждена в июне 2013 года. Затем было принято решение отсрочить введение платы — с 1 ноября 2014 года на 15 ноября этого года. При этом размер платы был увеличен до 3,73 руб. за 1 км (на фактическую инфляцию за 2013 год). А сейчас Минтранс и Минэкономразвития по поручению Дмитрия Медведева обсуждают возможность ее снижения до 3,06 руб.
Издержки одного предприятия на уплату возмещения вреда могут быть оценены от 120 млн до 721 млн руб. в год в зависимости от пробега транспортных средств по дорогам федерального значения, говорится в заключении Минэкономразвития на проект постановления о снижении размера платы для 12-тонников.
Титов просит рассмотреть возможность нулевой ставки размера платы до 1 июля 2016 года (то есть фактически заморозить плату), а затем снижения платы более чем в три раза — до 1 руб. за километр. Кроме того, он просит пересмотреть принцип взимания платы — сейчас это авансовые платежи — и установить льготы для перевозки «социально значимых групп товаров» и для отдаленных регионов.
Система не протестирована
За последние четыре недели в аппарат Титова поступило пять обращений от различных предпринимательских сообществ (в том числе от Ассоциации компаний розничной торговли и глав 13 профильных пищевых и агропромышленных ассоциаций), в которых говорится о негативных последствиях введения платы. Например, рост отпускных цен на 1,5–5% и розничных цен на 2,5–3%. Главы ассоциаций просят Титова направить письмо президенту Владимиру Путину с просьбой отсрочить введение сбора до конца 2016 года.
Собирать плату с владельцев грузовиков, как ранее сообщал РБК, компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), с которой заключено концессионное соглашение, планирует через информационную систему «Платон». По данным СПАРК, РТИТС на 50% принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще на 50% — бизнесмену Андрею Шипелову и структурам «Ростеха». Перевозчики должны зарегистрироваться на сайте системы и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете. Затем либо оформить маршрутную карту, либо установить бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.
Но пилотное апробирование системы не проведено. Возникают вопросы, что делать при вынужденном изменении маршрута. Бортовых устройств транспортным компаниям так и не выдали, а в личном кабинете доступна только информация о количестве зарегистрированных машин, говорит РБК Марина Галявина, советник по правовым вопросам компании «Итеко-Евразия» (400 грузовиков в парке). «Маршрутную карту в программе оформить нельзя — все поля неактивны, пока мы не можем воспользоваться системой даже в режиме тестирования», — сетует Галявина.
«Понимания, как все это будет работать с 15 ноября и по какой ставке, у нас нет до сих пор», — добавляет Галина Чеповская, генеральный директор транспортной компании «Лорри» из Екатеринбурга (800 грузовиков в парке).
Бизнес опасается, что неготовность системы оплаты повышает риски ошибочного начисления штрафов на перевозчиков — а это 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн за повторное. На этой неделе проблема взимания платы будет обсуждаться на площадке Минэкономразвития, сообщили РБК два участника совещания со стороны бизнеса. «Мы намерены поднять этот вопрос», — говорит один из собеседников РБК.
«Флешмобы на колесах»
Вряд ли бизнесу пойдут навстречу, говорит источник, близкий к Росавтодору. «За неделю до ввода системы смешно рассчитывать, что будет обнулен платеж — плата с перевозчиков будет взиматься с 15 ноября, а вот мораторий на штрафы действительно обсуждается», — утверждает он. Как ранее сообщал РБК, в сентябре 20 крупных транспортных компаний направили письмо в правительство, Госдуму, Минтранс и Росавтодор с просьбой ввести мораторий на штрафы за нарушение новых правил до 1 марта 2016 года.
За Росавтодором сохраняется задача по запуску системы взимания платы «Платон» в установленные сроки и в полном объеме, сообщил РБК представитель Росавтодора. Он отметил, что в проекте федерального бюджета на 2016 год уже заложены средства в размере 39,9 млрд руб., которые предполагается собрать в счет возмещения ущерба дорожной инфраструктуре с 12-тонников.
Система работает
«В данный момент оператор системы обеспечил доставку бортовых устройств по офисам системы по всей стране. Идет выдача бортовых устройств зарегистрированным пользователям, а 10 ноября открывается возможность пополнения лицевого счета пользователя», — передал Александр Советников, генеральный директор РТИТС, через представителя.
«Платежи возможно осуществлять как безналичными переводами с расчетного счета пользователя, так и наличными денежными средствами в кассе любого банка. В ближайшее дни будут открыты все остальные каналы оплаты — личный кабинет и терминал самообслуживания», — добавил он.
Полную версию читайте на www.rbc.ru.