В Думу внесли законопроект о программах адаптации заключенных
В четверг, 10 ноября, на рассмотрение Государственной думы внесли законопроект «О пробации». Он размещен на сайте нижней палаты.
Первоначальная версия проекта была внесена Минюстом в июле, а затем дорабатывалась в процессе согласования с ведомствами с учетом замечаний правового управления президента, Верховного суда и органов исполнительной власти.
Законопроект появился после того, как в декабре 2021 года члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) подготовили доклад о выявленных нарушениях во ФСИН. Они проинспектировали российские колонии и собрали материалы о насилии над заключенными и состоянии уголовно-исправительной системы. Итоги доклада обсудили на ежегодной встрече членов СПЧ с президентом.
В январе на рабочей встрече с министром юстиции Константином Чуйченко президент сообщил, что у авторов доклада было много вопросов к Минюсту. Чуйченко доложил Путину, что в деятельности уголовно-исправительной системы он видит всего две проблемы — высокий уровень рецидива преступлений и необходимость развития исправительных центров.
Тогда же министр сказал, что для решения первой в министерстве разработали проект закона о пробации. По его словам, уровень рецидива составляет около 44%, то есть из 100 тыс. человек примерно 44 тыс. опять пойдут в места лишения свободы. Ежегодно из мест лишения свободы освобождаются около 100 тыс. человек. «При этом зачастую эти люди не подготовлены к жизни, как говорится, на свободе, то есть они не могут получить работу, не имеют денежных средств, которые необходимы для того, чтобы начать новую жизнь, и, конечно же, они нуждаются в помощи», — сообщил министр.
О чем говорится в законопроекте
В законопроекте указано, что он направлен на ресоциализацию и социальную адаптацию осужденных на этапе отбывания наказания и после освобождения. Документом предусмотрены три вида пробации.
Первая — исполнительная, проводится для получивших наказание, не связанное с изоляцией от общества, включает в себя работу психологов и консультантов.
Вторая — пенитенциарная, распространяется на осужденных, находящихся в учреждениях ФСИН, и на тех, кто готовится к освобождению. Этот вид пробации рассчитан на социальную и психологическую помощь, воспитательную работу с осужденными. Подготовка к освобождению будет осуществляться за девять месяцев до истечения срока. Осужденному в случае, если его признают нуждающимся в социальной адаптации, помогут в трудовом и бытовом устройстве. Это предусматривает помощь в получении профессионального образования по программам подготовки квалифицированных рабочих. Окажут содействие в получении высшего образования. Также освободившимся могут оказать помощь в получении индивидуального номера налогоплательщика, полиса обязательного медстрахования, помогут оформить паспорт или пенсионное удостоверение. Вышедшего на свободу обеспечат бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания и деньгами. «При отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на ее приобретение обеспечение одеждой будет производиться за счет бюджета», — говорится в проекте закона.
Третья — постпенитенциарная, применяется для освободившихся, которые находятся в трудной жизненной ситуации, и включает в себя работу «субъектов пробации»: медицинских, образовательных и иных организаций, которые будут помогать с трудоустройством, получением социального обслуживания, общего (среднего профессионального) образования, а также с прохождением профессионального обучения, повышением квалификации, выбором медицинской организации и получением полиса обязательного медицинского страхования.
Все три вида пробации будут осуществляться по заявлению самого осужденного. В первом варианте проекта исполнительная пробация должна была проводиться по решению суда.
В переписке ведомств, которая входит в пакет законопроекта, отмечено, что реализация системы пробации не потребует дополнительной штатной численности и средств бюджета. Вопрос комплектования уголовно-исполнительных инспекций будет решен за счет перераспределения штатной численности между исправительными учреждениями и уголовно-исправительными инспекциями, указано в документе. Также в нем сказано о появлении центров пробации — спецорганизаций, создаваемых для оказания помощи освободившимся.
По индивидуальной программе
Для участников пробации будут разрабатывать индивидуальные программы. «Ее содержание зависит от жизненных обстоятельств и характера личности», — говорится в документе. В программу может входить консультирование по тем или иным вопросам, восстановление социально полезных связей, оказание психологической помощи или помощи в получении пособия по безработице, пенсионного обеспечения и т.д.
Авторы проекта считают, что важный момент пробации — это трудоустройство вышедших на свободу. В письме руководителя Федеральной службы по труду и занятости в адрес замминистра юстиции, которое входит в пакет документов законопроекта, указано, что между Рострудом и ФСИН действует соглашение о взаимодействии по вопросам трудоустройства освобождающихся из мест лишения свободы. В рамках соглашения на единой цифровой платформе «Работа в России» существует опция для сотрудников ФСИН, позволяющая им формировать резюме осужденных и осуществлять поиск подходящих для них вакансий до момента освобождения. Сведения, предоставляемые сотрудниками ФСИН, направляются работодателям на единую цифровую платформу и в органы службы занятости.
Член президентского Совета по правам человека Ева Меркачева уверена, что пробация — большой плюс для уголовно-исполнительной системы. «Люди, которые освобождаются, никому не нужны, сейчас мир так быстро меняется, что они становятся вычеркнутыми из нормальной жизни: те, кто сел десять лет назад, не знают, что такое банковская карта, что такое госуслуги, — говорит Меркачева, — самое главное, их никто не хочет брать на работу, и они теряют жилье, очень быстро теряют, так как не оплачивают счета. Человек, который выходит в никуда, часто идет на совершение повторного преступления, чтобы вернуться в привычный ему мир». Меркачева отметила, что эффективность системы будет зависеть от того, как ее реализуют.
С Меркачевой согласна юрист организации «Русь сидящая» (фонд включили в реестр НКО-иноагентов) Алена Савельева. «Идея создания системы пробации очень хорошая, — сказала она, — в разных странах показала эффективность: рецидив снижается». Изначально выглядит все интересно, вопрос в том, как это будет реализовано на практике; то, что предлагает Минюст, — это, по сути, то, чем занимается их организация, добавила юрист. «Было бы классно, если бы государство в этом поучаствовало», — считает она.
Плюс в том, что к пробации будут привлечены общественные объединения. «Вопрос в том, как это будет выглядеть на практике, какие организации будут допущены; если это будет НКО, то будут ли ограничения к иностранным агентам. В любом случае общество лучше, чем государство, знает, как работать с этой категорией граждан», — полагает Савельева.
В то же время она отметила, что есть вопросы к тем, кто непосредственно будет заниматься пробацией. «ФСИН не может выполнять социальные или благотворительные функции, — считает юрист фонда, — нужны люди из других организаций, в противном случае пробация может стать вторым надзором».