Общество, 10 дек 2013, 01:05

«А нам все равно»

Читать в полной версии
Фото: ИТАР-ТАСС

Российский бизнес не видит особых рисков, о которых неоднократно заявляли Кремль и Белый дом, от возможного присоединения Украины к зоне свободной торговли Евросоюза. В распоряжении РБК daily оказалось исследование РСПП, согласно которому только треть респондентов (28,1%) считают, что евроинтеграция могла бы как-то повлиять на деятельность их компаний. А вот большая часть опрошенных (62,5%) уверены, что украинский уход «налево» они переживут спокойно.

Пока Киев в течение ноября менял свои решения относительно интеграции с зоной свободной торговли ЕС, эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) провели опрос российского бизнеса о рисках возможного присоединения соседа в Евросоюз. Официальная Москва неоднократно говорила о том, что в случае если Киев сделает свой выбор в пользу Старого Света, российский бизнес может значительно пострадать — в частности, из-за высоких рисков реэкспорта европейских товаров и вытеснения украинской продукции на рынок стран Таможенного союза. Опрос около ста российских компаний показал, что, кроме чиновников, никто в эти прогнозы не верит.

О том, что нашумевшее присоединение как-то может повлиять на деятельность компаний, заявили только 28,1% респондентов. Большая часть (62,5%) все-таки уверены в обратном, еще 9,4% затруднились дать ответ. К аналогичным результатам привел вопрос и о том, сможет ли интеграция с ЕС как-то повлиять на сектор экономики, в котором работает компания (28,1% дали положительный ответ, 64,1% не увидели никаких последствий, 7,8% не определились с ответом).

Идут вразрез с опасениями российского руководства и данные по рискам для компаний. Так, риск вытеснения украинских товаров на рынок ТС является минимальным по мнению 63,6% респондентов. Высоко оценили этот риск только 18,2% опрошенных компаний (5,5% указали, что риск незначительный, 7,3% — средний).

Мало чем отличаются и оценки российского бизнеса по рискам реэкспорта товаров из стран — участниц зоны свободной торговли с ЕС в страны ТС. Сильно опасаются реэкспорта только 5,5% участников опроса, 65,5% практически не берут его в счет (см. график). Также маловероятен и риск товарного демпинга в результате возможного обнуления импортных пошлин на европейские товары (64,8% считают риск минимальным).

Дополнительные риски, как следует из опроса, возможны в отдельных отраслях. Например, одна из металлургических компаний отметила, что в случае интеграции с высокой долей вероятности возможен разрыв кооперационных связей между российскими и украинскими компаниями. В случае подписания соглашения между Украиной и ЕС, вероятно, импортные пошлины увеличатся до ставки «наибольшего благоприятствования» (сейчас эти пошлины не взимаются при взаимных поставках между Россией и Украиной). И если Киев введет ответные меры к импорту, то произойдет дестабилизация практики продаж. А рост импортных пошлин приведет к удорожанию закупочных программ и плановых инвестиций, к пересмотру основных показателей проектов развития, отметили в металлургической компании.

Отдельно для себя, как ранее уже писала РБК daily, о рисках заявляют предприятия, задействованные на рынке автомобильных перевозок (говорят о частичном вытеснении российских перевозчиков из-за возможного роста несанкционированных объемов перевозок украинскими компаниями из ЕС), производства пищевых продуктов (опасаются возможного резкого увеличения объемов экспорта мяса и мясопродуктов из-за действующих выгодных для Украины условий), трубной отрасли (говорят о вытеснении украинских труб европей­скими, ущерб оценивается в 19 млрд руб.), металлургии (заявляют о возможном росте импорта продукции украинского и европейского производства).

В том случае, если Киев через полгода (а именно такой срок обозначил украинский премьер-министр Николай Азаров) все-таки сделает выбор в пользу ЕС, самой популярной защитной мерой для российского рынка, по мнению большинства респондентов (86,5%), стало бы повышение или введение импортных пошлин по «чувствительным» группам товаров (товары первой необходимости, товары из списка продуктовой корзины, замочно-скобяные изделия, запчасти для автомобилей, минеральные удобрения, кондитерские изделия, продукция машиностроения, товары народного потребления).

Несбывшиеся прогнозы российского руководства по поводу рисков для бизнеса эксперты связывают исключительно с политическими играми. «Стандартная вещь, которая используется при подготовке соглашений в области торговли. Либо бизнес начинает пугать, либо правительство. Здесь в чистом виде политика. Власть пугает, а бизнес прагматичен», — говорит профессор РЭШ Наталья Волчкова. В данном случае отношения выгоднее сохранить даже не России, а Украине. По данным Государственной службы статистики Украины за 2012 год, на долю России приходится более 29% всего внешнеторгового оборота соседней страны (экспорт из Украины в Россию в 2012 году составил 23 млрд долл.). А на долю Украины — только 4% российского внешнеторгового оборота. «Довольно маленькая доля российских компаний, особенно крупных, сталкивается с украинскими конкурентами», — добавляет г-жа Волчкова.

Более того, российский бизнес от возможной евроинтеграции мог бы даже и выиграть, говорит профессор ВШЭ Алексей Портанский. Сейчас у российского бизнеса довольно прочные позиции на украинском рынке. А в соглашении Украина — ЕС есть пункты, которые дают льготы украинским компаниям вплоть до создания бизнеса в зоне Евросоюза, и российские организации могли бы воспользоваться этими возможностями и получить выход на те рынки, на которые сейчас выхода нет, поясняет г-н Портанский.

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
Хайп и разочарование: ждать ли инвесторам «ИИ-зимы» в 2025 году
Pro
Что делать, если нет новогоднего настроения
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Нефть, газ и фосфаты: что значит смена власти в Сирии для рынков сырья
Pro
Почему Египет становится новой площадкой для сборки китайских авто
Pro
«Рынок США высасывает деньги». Почему западные экономисты бьют тревогу