Общество, 10 дек 2014, 00:25

«Советник», недорого

Читать в полной версии
Фото: Fotoimedia

«Яндекс» купил «Советник» – дополнение для браузера, которое удерживает пользователей от покупок в интернет-магазинах по слишком высокой цене.

За небольшую сумму

О сделке сообщила представитель пресс-службы «Яндекса» Элина Ставиская и подтвердили инвесторы и создатели технологии.

Панель «Советник» показывает сообщения с вариантами покупок в тот момент, когда человек изучает предложения интернет-магазинов. Приложение считывает информацию со страницы, которую просматривает пользователь, и показывает, где можно купить ту же вещь, но дешевле или при более качественном сервисе. «Советник» учитывает не только цену, но и рейтинг магазина на «Яндекс.Маркете». В итоге он показывает лучшее предложение по соотношению этих показателей. А возможность отсортировать по цене была у каждого пользователя сервиса и без «Советника», объясняет руководитель группы маркетинга «Яндекс.Маркет» Александр Феоктистов.

Поисковик приобрел не юридическое лицо ООО «Метабар», а команду из 11 человек и технологию, уточнили представители участников сделки.

Сумму сделки стороны не разглашают. «Я могу сказать, что мы получили кратный доход на нашу первоначальную инвестицию», – сказал РБК cооснователь и управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. Речь идет, по его словам, о нескольких миллионах долларов. В 2011 году Runa Capital инвестировал в эту компанию $1 млн. Гендиректор «Метабара» Михаил Ушаков назвал этот выход «достаточно прибыльным» для Runa Capital.

Скорее всего «Советник» приобретен за «небольшую сумму» – в пределах $1–3 млн, считает вице-президент венчурного фонда Ocean Ventures Андрей Куликов. «Сервис не очень популярен: по оценкам Chrome.Extensions, у него около 12 500 пользователей», – говорит Куликов. Партнер венчурного фонда Impulse Кирилл Белов затруднился дать оценку, но тоже обратил внимание на то, что Chrome.Extensions насчитал «очень немного» пользователей приложения. «Но возможны другие источники аудитории, и, возможно, у «Метабара» есть хорошие технические специалисты и технологии», – добавил он.​ Ушаков утверждает, что у сервиса, по собственным данным и Google Analytics, 2 млн активных пользователей в месяц, а «за последние 12 месяцев аудитория «Советника» выросла в 20 раз». Он напомнил, что Chrome.Extensions отслеживает только показатели браузера Google: «Chrome, конечно, очень популярный браузер в России, но это далеко не единственный браузер, в котором мы есть. Мы предустановлены в «Яндекс.Браузере», мы есть в Firefox и в Opera», – говорит он.

Сейчас Google Chrome – браузер номер один в России. По данным LiveInternet на конец ноября, ему принадлежит 27% рынка, Firefox – 7,9%, а «Яндекс.Браузер» – 7%.

Сравнится все

«Яндекс» продолжит развивать «Советник» как приложение для показа выгодных предложений, уточнил Феоктистов. «Технология «Советника» применима не только для работы с товарами. Мы планируем применить ее также для поиска и выбора авиабилетов и в других сферах, где актуально сравнение цен», – объяснили в пресс-службе «Яндекса». Запущенное в сентябре 2013 года приложение изначально работало на данных «Яндекс.Маркета» и собственной технологии «Метабара».

«Ситуация, когда крупный стратегический партнер покупает стартап, является распространенной – технология «Метабар» является сервисом, хорошо дополняющим «Яндекс.Маркет», поэтому предложение «Яндекса» о приобретении «Метабара» весьма логично», – говорит Чихачев. «Экономический смысл» покупки «Советника» «Яндексом» раскрыла пресс-секретарь фонда Лилиана Пертенава. «Советник», по ее словам, создавал растущую выручку «Яндексу», а теперь поисковику не надо будет делиться со сторонней компанией – «Метабаром», тогда как рекомендательная технология представляет дальнейший интерес для интеграции с различными сервисами самого «Яндекса».

В Яндексе пока не решили, будут ли встраивать «Советник» в обновленный «Яндекс.браузер», концепцию которого представили 27 ноября 2014 года. «Будем тестировать, анализировать», – говорит представитель пресс-службы поисковика Элина Ставиская. Этот браузер презентовали как обладающий «умным поиском»: он выдает подсказки под строкой поиска, поэтому пользователь может сразу воспользоваться нужным сервисом – без лишнего перехода на другой сайт.

Эта технология будет работать как «надстройка» СРА (Cost Per Action – плата за действие) «Яндекса», считает Белов. По его мнению, интернет-магазинам предложат бороться за показы в этой системе – места в топе могут в перспективе продаваться как рекламные, полагает он. По модели СРА «Яндекс» размещает товары магазинов с ноября 2013 года.

Фонд Runa Capital вложил $1 млн в «Метабар», когда компания еще не занималась «Советником». В 2011 году Ушаков и его партнер Алексей Мельчаков запустили «Метабар» как платформу для автоматического создания браузерных приложений. Ушаков, выпускник журфака МГУ, был среди первых сотрудников Runa Capital, а до этого – с 2005 по 2009 год – был директором «Яндекса» по связям с общественностью. «Советник» появился в 2013 году, 18 месяцев назад. Изначально он появился не как отдельное приложение, а как функция в наших других продуктах, уже установленных на компьютерах пользователей», – рассказывает основатель сервиса. В 2013 году команда «Метабара» решила сфокусироваться именно на этом проекте.

Для основанного в 2010 году Runa Capital продажа «Советника» стала пятым выходом из инвестиций и первым в России. В 2012 году фонд продал долю британского поставщика облачной платформы ThinkGrid европейской IT-компании Colt Technology Services, в феврале 2014 года вышел из американского сервиса для борьбы с вирусами StopTheHacker (продан Cloudflare), в мае 2014 года – из французского стартапа Capptain (продан Microsoft), в сентябре 2014 года – из голландского сервиса облачного резервного копирования данных для малого и среднего бизнеса BackupAgent (продан Acronis).

Pro
Нейросети добра: как ученые решают этические проблемы с помощью ИИ
Pro
Идеальный питч. Революционный метод заключения крупных сделок
Pro
Теряют почву под ногами: почему Nike и Adidas уступают рынок конкурентам
Pro
В США и ЕС уже оплачивают товары и услуги криптовалютой. Как все устроено
Pro
Серотонин — не про счастье, мелатонин — не только сон: 5 мифов о гормонах
Pro
Насколько эффективен поиск работы через соцсети — результаты исследования
Pro
По краю пропасти: почему в США опасаются линчевателей облигаций
Pro
Топ-50 самых быстрорастущих компаний России. Рейтинг РБК