Какой должна быть амнистия капитала
В Послании Федеральному собранию президент Владимир Путин объявил, что для тех, кто вернет в страну офшорные капиталы, будет проведена амнистия. Владельцев этих капиталов не будут спрашивать о том, где они их получили: главное – вернуть деньги в российскую юрисдикцию. На каких условиях должна проходить амнистия, чтобы состоятельные люди в нее поверили?
Инвестиции или налоги
Прежде всего амнистия должна быть недвусмысленной и простой. Она должна быть тотальной, то есть освобождать от всех видов ответственности, включая уголовную, за нарушения законодательства при формировании капитала. Не стоит требовать никакого доказывания: владелец капитала декларирует, что у него есть такой-то капитал и он его возвращает в Россию. Больше никаких объяснений, обоснований или подтверждающих документов. Иначе бизнес расценит предложение как ловушку.
Очень важный вопрос – доходы, полученные нелегальным или полулегальным путем. Имеет смысл ввести закрытый перечень тяжких и особо тяжких преступлений (торговля наркотиками, оружием, терроризм и т.п.), которые исключают возможность амнистии. Во всех остальных случаях – даже если речь идет о (нетяжких) преступлениях, связанных с коррупцией, – владельцев капиталов следует, на мой взгляд, амнистировать. С точки зрения общественной морали это может показаться неправильным, но амнистия капиталов – вещь сугубо практическая. В ее основе – сделка: стране нужны деньги, и она платит за них неприменением санкций. Такая сделка носит однократный и исключительный характер.
Среди важных вопросов, о которые амнистия может споткнуться, – срок декларирования капитала и возможность обложения его налогом. Государство совершит ошибку, если срок декларирования будет коротким, а возвращаемые суммы будут облагаться налогом, пусть и по минимальной ставке. Любой бизнес в отношениях с государством ведет себя осторожно, а российский – особенно. Срок декларирования в два-три года представляется оптимальным.
Что касается налогов, то не стоит пытаться решить с помощью амнистии еще и фискальную задачу. Надо выбрать приоритет, а он очевиден – инвестиции. Они принесут налоги – не сразу, но спустя год, два, три, когда заработают в экономике, и эффект будет мультипликационным. Государство получит в разы больше спустя некоторое время, если сейчас сделает ставку на то, чтобы вернуть максимум средств состоятельных граждан.
Амнистия по-итальянски
Нет смысла тянуть с разработкой и принятием закона до следующего лета. Оптимально, если амнистия начнет действовать одновременно с законом о КИК, с 1 января 2015 года: она дополнит жесткие меры деофшоризации и смягчит ее негативное восприятие бизнесом. Тем более что нет смысла разрабатывать проект амнистии с чистого листа: уже есть законопроект «О порядке возврата активов в Российскую Федерацию», внесенный в Госдуму 5 ноября членами Совета Федерации Константином Добрыниным и Юрием Бирюковым.
В целом этот законопроект основан на довольно успешном итальянском опыте налоговой амнистии, действовавшей в 2002–2003 годах. В нем не требуется представлять какие-либо документы об обстоятельствах и источниках приобретения имущества, что правильно. Но есть в нем и ряд недостатков. В частности, срок амнистии (полгода) очень короток, а возвращенный капитал авторы законопроекта предлагают облагать налогом по ставке 2,5%. Освобождение от ответственности ограничивается нарушениями норм налогового и валютного законодательства. В проекте не оговаривается, какие тяжкие преступления лишают заявителя права на амнистию.
От того, возьмет ли правительство внесенный законопроект за основу, будет ли менять его в сторону ужесточения или упрощения, во многом зависит экономический эффект амнистии. И чем скорее будет принято это решение, тем лучше: состоятельные люди будут выбирать личную стратегию деофшоризации только после утверждения законопроекта об амнистии капиталов.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.