Кошелек для LTE
Операторы не смогут сами или в партнерстве оплатить «очистку» частот LTE от военного оборудования. Средства на конверсию — ранее речь шла о 60 млрд руб. — выделит, скорее всего, Минкомсвязи, а после эти затраты компенсируют операторы.
О том, что Минкомсвязи согласовывает с профильными ведомствами план конверсии радиочастот для предоставления услуг LTE, в пятницу рассказал замминистра Денис Свердлов. «Уже понятно, что модель частно-государственного партнерства не работает. Минобороны не имеет права принимать средства на закупку нового оборудования от каких-либо частных компаний. Поэтому необходимые средства Минкомсвязи, возможно, выделит из фонда оплаты радиочастотного спектра», — пояснил он.
По словам чиновника, потом конверсию компенсируют операторы, получившие частоты на конкурсе Роскомнадзора. Пока об этом достигнуты лишь предварительные договоренности с Минфином, на выработку окончательного решения может потребоваться около полугода.
Лицензии, выданные в 2012 году на конкурсе, обязывали операторов-победителей — МТС, «МегаФон», «ВымпелКом» и «Ростелеком» — провести конверсию радиочастотного спектра, которая оценивалась тогда примерно в 60 млрд руб. Условия лицензии предполагали, что конверсия и расчистка частотного спектра будут проводиться через специально образованное объединение операторов — Cоюз операторов связи LTE (Союз LTE). Он настаивал на идее отдать необходимые средства сторонней организации, которая проведет конверсию. Однако текущее законодательство препятствовало любому взаимодействию Минобороны с частными компаниями. В итоге решено было вернуться к идее бюджетного финансирования.
Текущее предложение фактически отличается от того, на что подписались операторы-победители, отметила председатель Союза LTE Гульнара Хасьянова. Организация выступала за конверсию путем электромагнитной совместимости оборудования и его модернизации — эти варианты сокращают затраты на процедуру в несколько раз, напомнила она. Эта модель требовала изменения в закон о частно-государственном партнерстве. «Сейчас участники уже проводят исследовательские работы по электромагнитной совместимости, чтобы успеть развернуть сети», — добавила г-жа Хасьянова. Но органы обсуждают уже другой, самый дорогостоящий и долгий вариант конверсии — перевод радиоэлектронных средств военных в другой диапазон.
Г-жа Хасьянова приветствует принцип финансирования конверсии через фонд платы за радиочастотный спектр. Вопрос возмещения затрат и сметы требует обсуждения.
Механизм оплаты конверсии от лица Минкомсвязи вызывает ряд вопросов у «ВымпелКома». «Являясь публичной компанией, мы заинтересованы в исключительно прозрачных и понятных механизмах реализации конверсии. В связи с этим операторы должны понимать, какие военные средства, в каком объеме, по какой стоимости и в какие сроки будут конверсироваться», — заявила представитель компании Анна Айбашева.
С ней согласны в МТС и «Ростелекоме». В МТС добавляют, что оператору необходимо понимать возможные сроки запуска сетей LTE на этих частотах в каждом из регионов.
Победители конкурсов уже начали подготовку к ним по ранее определенной схеме, говорят в «Ростелекоме». «Более того, понесены определенные затраты на исследования спектра и подготовку документов. Операторы не должны оплачивать одно и то же дважды, даже если меняется порядок или процедура конверсии», — заявил советник президента «Ростелекома» Юрий Лысенко. Новый порядок конверсии может затянуть ее сроки и поставить под угрозу своевременный запуск сетей LTE до 1 июня 2013 года.
В «МегаФоне» отказались от комментариев.