Общество, 11 фев 2013, 01:05

«Человек дождя» играл с LIBOR

Читать в полной версии
Фото: BLOOMBERG

Регуляторы утверждают, что нашли организатора скандальной схемы по манипулированию межбанковской ставкой LIBOR. Это бывший трейдер Том Хейс, в отношении которого ведется расследование в США и Великобритании. Коллеги прозвали Хейса «человеком дождя» за неловкость в общении, но это не мешало ему, переходя из банка в банк, обзаводиться полезными связями в RBS, UBS и Citigroup.

Том Хейс, по версии регуляторов, являлся связующим звеном в манипулировании ставкой LIBOR, в которую были вовлечены двенадцать ведущих банков мира, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на документы расследования. О возможностях 33-летнего трейдера влиять на ставку LIBOR на рынке знали многие, за возможность получить его в штат боролись UBS и Citigroup.

В декабре 2012 года Министерство юстиции США выдвинуло против него обвинение в мошенничестве, тайном сговоре и нарушении антитрестовского законодательства. В Великобритании против него также начато расследование — в декабре его арестовали, однако никаких обвинений там ему пока не предъявлено, и сейчас он находится на свободе.

Жертва системы

В 2001 году Хейс приступил к работе в британском RBS в должности младшего трейдера (на прошлой неделе банк урегулировал претензии национальных и американских регуляторов, заплатив 612 млн долл.). Его специализацией стали деривативы, многие из которых были привязаны к LIBOR. Несмотря на то что Хейс входил в число высокооплачиваемых трейдеров, одевался он скорее как студент колледжа: вытертые джинсы, майка поло и растянутый свитер. К тому же он был очень беспокойным, замкнутым и тихо говорил, за что получил от коллег прозвище «человек дождя».

Набравшись опыта, в 2006 году он перешел в токийское подразделение швейцарского UBS. Среди его коллег было обычной практикой обращаться в филиалы Лондона и Цюриха, чтобы те искусственным путем занижали или повышали ставку в зависимости от позиций трейдеров. «Кто я был такой, чтобы спрашивать их, чем это они занимаются. Я думал, что это странно, но так они работали», — говорил тогда Хейс. «Он верил, что это обычная практика в индустрии. Это как шлепать детей в 1970-е — тогда это не считалось плохим», — объяснила его поведение подруга Хейса Дженнифер Аркьюри. Через несколько месяцев Хейс узнал все тонкости дела и понял, как надо менять ставку, чтобы повысить прибыль от сделок с деривативами.

Вскоре он существенно расширил поле деятельности — с 2007 года один из крупнейших трейдеров деривативами в Токио активно вовлекал в аферу другие банки и брокерские фирмы. При этом Хейс не делал секрета из своих манипуляций — каждый день он обсуждал стратегию по LIBOR с сотрудниками, а также обновлял статусы на своей странице в Facebook в соответствии со своими пожеланиями по ставке.

Повелитель деривативов

Несмотря на то что он обеспечивал банку доходы на десятки миллионов долларов, Хейс переживал, что его боссы все равно недовольны. «Это был неплохой год, но менеджеры продолжают давить на меня, требуя больше», — написал он трейдеру в другом банке. Тем временем UBS терял контроль над своей дойной коровой: ежедневные потери Хейса доходили до 3 млн долл. за каждую сотую пункта отклонения ставки от нужного уровня. В это время перспективного трейдера хотели переманить к себе Citigroup и Goldman Sachs. Узнав о том, что Citigroup предложил тому 5 млн долл. в качестве бонуса, его шеф Майкл Пьери пытался убедить руководство повысить сотруднику премиальные с тогдашних 2 млн долл.: «Его связи с теми, кто устанавливает LIBOR в Лондоне, бесценны». Вместо этого банк устроил внутреннюю проверку. «Я нахожу постыдным, что он звонит своим приятелям, прося их оказать услуги. Кажется, UBS манипулирует другими, чтобы остаться в выигрыше», — сказал тогда управляющий торговыми операциями. В прошлом году UBS был признан организатором аферы и заплатил за урегулирование рекордные 1,5 млрд долл.

Хейсу отказали в бонусе, и в 2009 году он перешел в токий­ское подразделение Citigroup. Руководство представило его как «звезду», с приходом которой банк увеличит торговлю деривативами. Чтобы Хейсу было удобнее манипулировать LIBOR, Citigroup помог в организации токийской межбанковской ставки TIBOR. Примечательно, что за эти годы Хейс так и не проникся dolce vita — пока его коллеги обедали в самых фешенебельных ресторанах столицы, он предпочитал фастфуд в KFC.

Через некоторое время деятельностью Хейса заинтересовались в Агентстве финансовых услуг Японии, а позже и в юридическом отделе Citigroup. По результатам внутренней проверки в сентябре 2010 года руководство уволило Хейса — за две недели до его свадьбы. После себя он оставил 50 млн долл. убытков, так как его позиции не были во время закрыты. Citigroup пока не урегулировал претензии регуляторов.

Хейс сейчас сотрудничает со следствием Великобритании. Он считает себя невиновным. В прошлом году он и Дженнифер Аркьюри основали компанию по разработке мобильных приложений.

Pro
Бизнесу нужны лидеры-амбидекстры. Где их искать
Pro
«Начинать бизнес нужно с великой идеи»: 12 мифов о компаниях-визионерах
Pro
Как сделать сотрудников более ответственными: набор практик
Pro
А когда вы меня повысите: о чем спрашивать работодателя на собеседовании
Pro
Как борьба с рабством и идеалы зумеров подкосили рынок люкса
Pro
«Тарифное ружье заряжено»: чем известен новый глава Минфина США
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
«Будут искать сурьму во дворе»: выживут ли США без сырья из Китая