Общество, 11 фев 2014, 01:04

«Аэрофлот» закупает «плавники»

Читать в полной версии
Фото: EPA

«Аэрофлот» получил первый самолет Airbus A320 с законцовками крыла, напоминающими по форме акулий плавник. Каждая такая машина позволит авиакомпании экономить на топливе до 400 тыс. долл. ежегодно, что может отразиться на стоимости билетов, ведь их цена на треть состоит из топливных затрат.

Воздушный парк «Аэрофлота» вчера пополнился самолетом Airbus A320 вместимостью 158 пассажиров, оснащенным 2,4-метровыми законцовками крыла — «шарклетами» (sharklets — «акулий плавник»). Представитель Airbus утверждает, что благодаря законцовкам расход топлива на длинных маршрутах сократится до 4% — это экономия примерно до 400 тыс. долл. в год на самолет. Кроме того, еще на 2% авиакомпания сможет снизить затраты на техобслуживании новых двигателей CFM56, добавляет он.

Классический самолет Airbus A320 без законцовок потребляет 2,5 т топлива в час, вчера тонна авиакеросина на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже стоила 29,7 тыс. руб. Представитель «Аэрофлота» говорит, что обычно треть стоимости авиабилета — это расходы на топливо. «За счет снижения удельного потребления топлива на 4% можно сэкономить порядка 1—1,5% операционных затрат на рейс. В денежном выражении получается 3,27 тыс. руб. экономии в час», — подсчитал аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян.

О возможном сокращении стоимости билета за счет экономии на топливе «Аэрофлот» обещает рассказать после поставок всех заказанных Airbus A320 с законцовками. Всего «Аэрофлот» получит в 2014 году 12 самолетов А320 с «шарклетами» общей стоимостью 1,13 млрд долл. Один такой самолет стоит на 1 млн долл. дороже обычного Airbus A320, рассказал представитель Airbus. По каталожным ценам 2014 года стоимость классического Airbus A320 — 93,9 млн долл.

Для того чтобы налетать экономию в 1 млн долл. по текущему курсу, получается, что самолет должен беспрерывно находиться в полете порядка 10 тыс. летных часов, говорит г-н Авакян. Учитывая, что самолеты такого типа в год летают не более 3 тыс. часов, для окупаемости потребуется около четырех лет.

В этом году самолеты Airbus А320 с «шарклетами» появятся у еще одной крупной российской авиакомпании — UTair, поставки начнутся до конца февраля. Представитель авиаперевозчика рассказал, что компания получит 16 таких самолетов. В S7 Airlines также рассчитывают пополнить парк одним самолетом с законцовками в течение года.

Цена билета определяется не себестоимостью, а балансом спроса и предложения, поэтому нельзя ожидать, что 4% экономии на топливе приведет к сильному снижению цены билетов, говорит главный редактор отраслевого журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. Но повышение топливной эффективности самолетов позволит хотя бы сдержать темпы роста цен. Замена самолетов на некоторых маршрутах на более топливоэффективные и вместительные воздушные суда уже позволила снизить цены на билеты, например в Челябинск и Омск, возражает представитель UTair. По данным метапоисковика Aviasales, в третьем квартале 2013 года средняя стоимость билета по маршруту Москва — Челябинск — Москва составила 6320 руб., а сейчас самый дешевый билет на рейс UTair стоит 4980 руб.

Pro
Как Scale AI зарабатывает миллиарды на обучении ИИ
Pro
Венчурный рынок России замкнулся на себя: к чему это привело и что дальше
Pro
Почему руководители теряют авторитет в глазах подчиненных
Pro
Что будет с зарплатами в 2025 году
Pro
Лондонский исход. Почему британские компании массово бегут на биржи США
Pro
Вам не нужно «больше работать» для успеха. Вам нужно сфокусироваться
Pro
1С-аналитик получает до 500 тыс. руб.: чем он занимается
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist