Общество, 11 фев 2015, 21:28

За блокировку буровых платформ экологам будут грозить миллионные штрафы

Такая акция, какую проводил «Гринпис» на платформе «Приразломная», станет не по карману экозащитникам. Госдума намерена ввести многомиллионные штрафы за блокировку судов и буровых платформ
Читать в полной версии
(Фото: РИА Новости)

В среду конституционный комитет Госдумы одобрил ко второму чтению правительственный законопроект об административной ответственности за нарушение норм безопасности судоходства в зонах российского континентального шельфа. Если в принятом в первом чтении законопроекте речь шла только о безопасности судоходства, то новые поправки вводят ответственность за блокирование производственной деятельности на установках и сооружениях на шельфе. Поправки были подготовлены депутатами-единороссами Дмитрием Вяткиным и Павлом Завальным.

Новые наказания адресованы, в частности, активистам организации «Гринпис», которые были задержаны в сентябре 2013 года за протестную акцию на платформе «Приразломная». Акцию вспоминали во время обсуждения проекта на одном из заседаний комитета. Поправки ко второму чтению законопроекта комитет обсуждал дважды: на предыдущем заседании представитель Пограничной службы ФСБ возражал против наделения службы обязанностью ловить нарушителей и выписывать им административные штрафы. В среду прибывшие на заседание комитета представители ФСБ сообщили, что согласны с доработанным вариантом проекта.

Законопроект, вносящий поправки в КоАП, был принят в первом чтении в конце сентября п​рошлого года. Он предполагает введение новой административной статьи – нарушение судоводителем или иным лицом, управляющим судном на морском транспорте, требований по обеспечению безопасности судоходства в зонах безопасности, установленных вокруг искусственных островов, установок и сооружений, расположенных на российском континентальном шельфе. Сентябрьский вариант содержал только эту статью из одного пункта и наказание по ней в виде штрафа в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. или лишения права управления судном на срок до трех лет.

В новой версии законопроекта штра​​фы увеличиваются на порядки. Теперь за нарушение норм безопасности судоходства граждан предлагается наказывать штрафом от 100 тыс. до 300 тыс. руб., должностных лиц – от 300 тыс. до 500 тыс. руб., юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб. В предыдущей версии законопроекта в качестве альтернативы штрафу предлагалось лишение права управления судном на срок до трех лет. Ко второму чтению из этой статьи норму убрали.

В​ поправках ко второму чтению депутаты предлагают ввести второй пункт в новую статью КоАП: нарушение безопасности, сопряженное с незаконным воспрепятствованием движению судов морского транспорта и (или) производственной деятельности и (или) блокированием транспортных коммуникаций в установленных зонах безопасности. За это предписывается штраф для граждан от 300 тыс. до 500 тыс. руб. с конфискацией «орудия совершения административного правонарушения» или лишение прав управления судном на срок до трех лет с конфискацией орудия. Взыскание с должностных лиц за это правонарушение – от 500 тыс. до 1 млн руб. с конфискацией орудия, для юрлиц – от 3 млн до 5 млн с конфискацией орудия.

Поправки ко второму чтению предлагают наказывать штрафом в том числе управляющих маломерными суднами, а также судовладельцев.

Из одобренного комитетом текста следует, что составлять протоколы о нарушениях, предусмотренных новой статьей КоАП, будут пограничники и представители государственного транспортного надзора. Новая административная статья коснется в том числе иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. За правонарушения, описанные в статье, они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Законопроект адресован «Гринпис», считает руководитель энергетической программы организации Владимир Чупров. «Мы протестуем против бурения на шельфе не только в России, но и в США, Норвегии, Дании. Однако законодательство в этих странах мягче и индивидуальнее, чем российское. В других странах тоже есть штрафы, намного меньшие, есть запреты на допуск к объектам компаний, против которых мы протестуем, но временные», – говорит Чупров. По его словам, нормы других стран оставляют для общественных организаций возможность балансировать транснациональные корпорации, на которые государства не могут повлиять.

Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Как найти подход к «плохому» руководителю: советы тем, кто не может уйти
Pro
Компанию обманул подрядчик. В чем просчитался гендиректор и что делать
Pro
Расти медленно и планомерно теперь невозможно. Как тогда достичь успеха
Pro
Как Intel и Nvidia пытаются работать в КНР в условиях санкций
Pro
Хоронить холодные звонки рано: что говорить, чтобы быть услышанным
Pro
«Увидим инопланетян на нашем веку»: во что еще верит физик Митио Каку
Pro
«Без вас как без рук»: четыре манипуляции, на которые нельзя поддаваться