ФАС собрал в Москве штрафов на 45 млн руб.
"Это, конечно, не все штрафы, которые были наложены, это та часть, которая была реально перечислена. Естественно, по результатам года сумма будет больше, по мере поступления денег в бюджет мы будем эту сумму исправлять и обнародовать", - отметил Р.Петросян.
Основные нарушения антимонопольного законодательства по итогам прошлого года были зафиксированы в сфере госзакупок. Число жалоб по этому направлению выросло на 75%. В 2012г. ведомством было проведено около 6,5 тыс. проверочных мероприятий по госзаказу, в том числе 1 тыс. внеплановых проверок; было рассмотрено 4,5 тыс. жалоб.
Наиболее проблемными оказались торги на закупку услуг по благоустройству территорий. Нарушители - районные дирекции ЖКХ, ГУ ИС (госучреждения - инженерные службы). В Москве в сферу внимания ФАС зачастую попадают фиктивные конкурсы по выбору управляющих компаний.
"Происходит отбор той компании, которая первая подняла руку. Собираются в зале, аукционист объявляет о начале процедуры, она называется конкурсом, по сути - это предложение о цене. И первым, на удивление, как правило, оказывается местный ГУП. Даже если вы запишетесь в очередь с вечера и скажете, что вы были первый и готовы предложить эту же цену, почему-то всегда первой заметят руку этого ГУП. И эта цена окажется единственно возможной, которую можно предложить", - описал механизм Р.Петросян.
По его признанию, у ведомства была целая серия подобных дел, такой порядок проведения конкурсов был признан нарушающим законодательство, и эта практика постепенно меняется.
Еще одно распространенное нарушение в сфере ЖКХ - случаи, когда конкурс не проводится. Таких дел у московского ФАС было более 60.
"В отношении префектур и управ, которых мы признаем нарушившими антимонопольное законодательство в силу бездействия, мы возбуждаем дела и привлекаем их к административной ответственности. Эта ситуация характерна для большей части домов-новостроек. Есть ситуации, когда просто собственник не определился. А есть ситуации, когда введена новостройка, и в силу изменений в Жилищный кодекс с целью, чтобы застройщик не навязывал свою управляющую компанию, что зачастую происходит, управы и префектуры обязали проводить это в виде конкурса, чтобы выбирали того, кто предложит лучшие условия для собственников. Зачастую этого не происходит, и продолжают работать навязанные управляющие компании, что, естественно, незаконно", - заметил Р.Петросян.
В прошлом году после вступления "третьего антимонопольного пакта" у ФАС появился новый инструмент, ускоряющий результат для потерпевшей стороны. Теперь, когда ведомство обнаруживает признаки нарушения статьи 10 закона о защите конкуренции, когда монополисты выставляют необоснованные цены или не пускают конкурентов, прежде чем возбуждать дело выдают предупреждение, не называя ситуацию нарушением.
"Если назвать ее нарушением, нужно провести более тщательную работу, это стимулирует хозсубъекты на отчаянную защиту, это затягивает процесс, потому что ответственность очень серьезная, многомиллионные оборотные штрафы. А так, мы выдаем предупреждение, и ситуация исправляется очень быстро", - уверен Р.Петросян. Те же механизмы применяются и в отношении естественных монополистов, по которым было больше сотни дел.
"Только имея серьезный набор условий, который показывает наличие существенных признаков нарушений, мы выдаем это предупреждение, чтобы не возбуждать дело. Они в основном выполняются", - рассказал Р.Петросян.