Общество, 11 мар 2015, 00:25

Локомотивный госзаказ

Читать в полной версии
Фото: Bloomberg

РБК узнал, кто разделит заказы РЖД на 143 млрд руб. в ближайшие три года. Основным поставщиком монополии останется «Трансмашхолдинг» Искандера Махмудова и Андрея Бокарева.

Госзакупки на железной дороге

На сайте госзакупок 25–27 февраля появилась информация о 15 заключенных контрактах РЖД с единственными исполнителями производителями электровозов и тепловозов. Общая сумма контрактов – около 143,5 млрд руб. Из них большая часть – 137,6 млрд руб. – приходится на торговый дом «Трансмашхолдинга» «Рослокомотив». Один контракт на 3,26 млрд руб. получили «Уральские локомотивы» (СП «Синары» Дмитрия Пумпянского и Siemens), еще два заказа в общей сложности на 2,47 млрд руб. достались самой «Синаре».

Программа закупок рассчитана на три года – с 2015 по 2017 год. В общей сложности РЖД должны получить 1084 тепловоза, электровоза и электропоезда, свидетельствуют данные сайта госзакупок.​

В этом году РЖД приобретут 351 локомотив у «Трансмашхолдинга» и еще 133 у «Синары», уточнил представитель монополии, общая сумма поставок – около 60,2 млрд руб. В прошлом году компания потратила больше – 76,5 млрд руб., купив 657 тепловозов и электровозов, уточняет он. Причем большая часть заказа – 478 машин – также досталась «Трансмашхолдингу», свидетельствуют данные пресс-службы РЖД, «Синаре» и «Уральским локомотивам» достались заказы на 182 локомотива.

«Трансмашхолдинг» принадлежит Андрею Бокареву и Искандеру Махмудову. По итогам 2014 года журнал Forbes поставил их на первое место в рейтинге «Короли госзаказа». По оценке издания, структуры предпринимателей, и в первую очередь ТМХ, получили заказов от государственных структур на 130,7 млрд руб.

С 2007 года РЖД контролируют блокирующий пакет своего основного поставщика пассажирских вагонов и локомотивов, купив его за 9 млрд руб. Тогда президент монополии говорил, что РЖД получили компанию с «передовыми технологиями». Но в начале февраля совет директоров РЖД одобрил продажу пакета, владеть которым, как объяснял Якунин, «неправильно с рыночной точки зрения», так как на рынке появились другие производители. Долю РЖД в «Трансмашхолдинге» президент РЖД оценивал в 13 млрд руб. Тем не менее монополия продолжает снабжать ТМХ крупными заказами – около 70% продукции холдинга по оценке Forbes производится по контрактам с РЖД на общую сумму $2–3 млрд в год, оценивает Forbes.

Парк устарел​

Всего за последние 11 лет с начала работы РЖД приобрели более 4,4 тыс. локомотивов, пик программы обновления парка пришелся на 2013 год, когда железные дороги получили от производителей 804 локомотива.

Производственная программа в этом году будет немного меньше, чем в прошлом, но это все равно позволит загрузить производство и не сокращать людей, сказал РБК представитель «Трансмашхолдинга». Представитель «Синары» обещал предоставить комментарии позже.

Средний возраст своих 20 тыс. локомотивов РЖД весной 2014 года оценивали в 27 лет. По принятой в конце 2013 года программе развития монополии к 2030 году возраст электровозов и тепловозов должен сократиться до 20,3 года. Для этого нужно покупать ежегодно 700–770 локомотивов, сообщал в декабре 2013 года старший вице-президент компании Валерий Решетников.

Локомотивные бумаги

Во вторник стало известно, где монополия возьмет деньги для оплаты заказов на 2015 год. Компания собирается разместить 11 серий облигаций на общую сумму 145 млрд руб. Решение об этом совет директо​ров РЖД одобрил на заседании 6 марта, сообщила компания. Объем семи траншей бумаг составит 15 млрд руб. каждый, остальных – по 10 млрд руб. Срок обращения облигаций, которые будут распространятся по закрытой подписке, составит 20–30 лет. В качестве потенциальных приобретателей бумаг РЖД называют государственные банки – ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВЭБ, а также Министерство финансов.

Это программа облигационных займов, которые РЖД будет размещать по мере необходимости финансирования инвестиционных проектов и текущей деятельности, сказал РБК представитель монополии. Часть бумаг компания разместит в этом году для привлечения средств ФНБ через банки, которые правительство докапитализирует из средств фонда, уточнил он.

Скорее всего, общая сумма размещений не превысит 100 млрд руб., говорит знакомый с планами РЖД источник. Компания может разместить первый транш в марте – апреле, утверждает он. Часть вырученных средств, скорее всего, пойдет на авансы производителям локомотивов, с которыми РЖД уже заключают договоры, утверждает он.

В 2013–2014 годах покупателем двух траншей облигаций РЖД на 100 млрд руб. выступил ВЭБ, использовав средства пенсионных накоплений. Но с этого года схема поменялась и инвестиционная программа РЖД будет финансироваться через госбанки, которые получат деньги из ФНБ. Старт облигационной программы позволил РЖД начать одну из самых масштабных программ обновления парка локомотивов.

Локомотив не поехал

Деньги на инвестиции правительство должно было выделить железнодорожной монополии еще в январе, но процесс застопорился. Из-за этого без работы оказались тысячи рабочих предприятий, которым РЖД не смогли подтвердить заказ на этот год.

В конце января руководство входящего в «Трансмашхолдинг» Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот год в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. Такие же проблемы из‑за неподтвержденного заказа возникли и у других производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работают около 40 тыс. человек, рассказывали в начале февраля два источника в отрасли.

В роли спасителя выступил банк ВТБ, который 20 февраля объявил о том, что выдал кредиты на общую сумму 15 млрд руб. все тем же «Трансмашхолдингу», «Синаре» и «Уральским локомотивам». Предприятия должны вернуть кредит после того,​ как в начале второго квартала получат аванс от РЖД, объясняли тогда РБК источники, близкие к одному из производителей и РЖД.

Pro
Есть ли способы перетянуть «черных» хакеров на светлую сторону
Pro
Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником
Pro
«Это лишь пропаганда США». Джеффри Сакс — о кризисе в экономике КНР
Pro
Почему холдинг Embracer Group делится на три части
Pro
«Играть в бога». Почему катаклизмы в Дубае связывают с экономикой
Pro
Ваш партнер — фигурант уголовного дела. Когда вам грозит арест имущества
Pro
Пять признаков того, что в компании «хромает» клиентский сервис
Pro
Почему ваша программа мотивации не работает — четыре причины