"Коммерсантъ": Торговые сети тонут в долгах
По словам аналитиков, несколько лет подряд банки охотно кредитовали розничную торговлю. Это привело к тому, что у многих ритейлеров долговая нагрузка достигла критического уровня, причем в самый неподходящий момент - из-за мирового финансового кризиса банки сократили лимиты по кредитам, лишив сети возможности рефинансировать займы.
Так, например, соотношение долга к EBITDA башкирской сети "Матрица" по итогам 2007 года равнялось 9, у сети "Гроссмарт" - более 6. Хотя даже быстрорастущей компании этот коэффициент лучше поддерживать на уровне немногим больше 3, подчеркивают эксперты.
"Сейчас банкиры стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями", - сообщил газете управляющий директор департамента операций на рынке капитала Банка Москвы Денис Гаевский. На практике это вылилось в рост ставок под кредиты для ритейлеров. "Подорожали абсолютно все долговые инструменты", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Алексей Булгаков, отмечая, что особенно сильно это ударило по небольшим сетям. "Они борются уже за деньги в принципе, а не за их стоимость. Им просто необходимо получить деньги для рефинансирования старых долгов", - заявил он "Коммерсанту".
Кризис ликвидности стал для ритейла "своеобразным фильтром", считает портфельный управляющий "ДВ-инвестментс" Дмитрий Дудкин: "Кто не сможет выжить - обанкротится или продаст бизнес. Останутся только сильные игроки".
Среди тех, кому повезло меньше всего, эксперты выделяют владельцев холдинга "Марта". В 2007 году коэффициент долг/EBITDA розничного подразделения, включающего сети "Гроссмарт", Billa и Pur Pur, превысил 6. Сначала владельцы "Марты" Георгий Трефилов и Борис Васильев рассматривали возможность частного размещения сети "Гроссмарт", но, не найдя покупателя, предложили выкупить сеть своему партнеру по проекту Billa — немецкой Rewe Group. Сделка должна была закрыться не позже осени 2008 года, однако вчера было заявлено, что она так и не состоится. Как стало известно РБК, немцев не устроила региональная сеть российского холдинга. При этом ранее для исполнения оферты Г.Трефилову и Б.Васильеву пришлось продать принадлежащие им 50% девелоперской компании РТМ.
Между тем трудности российских ритейлеров только на руку западным сетям и инвесткомпаниям. На рынке ждут падения мультипликаторов для оценки стоимости покупки небольших региональных сетей, считает управляющий директор фонда "Ренова Капитал" Олег Царьков. "Если раньше эти сети могли продать бизнес за 0,8-1 годовой выручки, то сейчас средний мультипликатор — 0,5-0,7", - указывает эксперт. Нестабильное финансовое положение отечественных торговцев делает их более податливыми в переговорах с западными ритейлерами: в прошлом году о выходе в Россию заявляли такие розничные гиганты как Wal-Mart, Carrefour, Tesco, H&M.