Общество, 11 апр 2008, 12:52

"Коммерсантъ": Торговые сети тонут в долгах

Несмотря на то, что в 2007 году крупнейшие ритейлеры росли быстрее рынка, многим сетям пришлось расплатиться за этот рост долей в бизнесе, пишет газета "Коммерсантъ". Издание отмечает, что из-за кризиса ликвидности долговые инструменты для них подорожали настолько, что иначе привлечь средства они не могли. Особенно сложно пришлось уже закредитованным под завязку "Евросети", "Дикси", "Копейке", "Патэрсону", "36,6".
Читать в полной версии

По словам аналитиков, несколько лет подряд банки охотно кредитовали розничную торговлю. Это привело к тому, что у многих ритейлеров долговая нагрузка достигла критического уровня, причем в самый неподходящий момент - из-за мирового финансового кризиса банки сократили лимиты по кредитам, лишив сети возможности рефинансировать займы.

Так, например, соотношение долга к EBITDA башкирской сети "Матрица" по итогам 2007 года равнялось 9, у сети "Гроссмарт" - более 6. Хотя даже быстрорастущей компании этот коэффициент лучше поддерживать на уровне немногим больше 3, подчеркивают эксперты.

"Сейчас банкиры стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями", - сообщил газете управляющий директор департамента операций на рынке капитала Банка Москвы Денис Гаевский. На практике это вылилось в рост ставок под кредиты для ритейлеров. "Подорожали абсолютно все долговые инструменты", - говорит аналитик "Ренессанс Капитала" Алексей Булгаков, отмечая, что особенно сильно это ударило по небольшим сетям. "Они борются уже за деньги в принципе, а не за их стоимость. Им просто необходимо получить деньги для рефинансирования старых долгов", - заявил он "Коммерсанту".

Кризис ликвидности стал для ритейла "своеобразным фильтром", считает портфельный управляющий "ДВ-инвестментс" Дмитрий Дудкин: "Кто не сможет выжить - обанкротится или продаст бизнес. Останутся только сильные игроки".

Среди тех, кому повезло меньше всего, эксперты выделяют владельцев холдинга "Марта". В 2007 году коэффициент долг/EBITDA розничного подразделения, включающего сети "Гроссмарт", Billa и Pur Pur, превысил 6. Сначала владельцы "Марты" Георгий Трефилов и Борис Васильев рассматривали возможность частного размещения сети "Гроссмарт", но, не найдя покупателя, предложили выкупить сеть своему партнеру по проекту Billa — немецкой Rewe Group. Сделка должна была закрыться не позже осени 2008 года, однако вчера было заявлено, что она так и не состоится. Как стало известно РБК, немцев не устроила региональная сеть российского холдинга. При этом ранее для исполнения оферты Г.Трефилову и Б.Васильеву пришлось продать принадлежащие им 50% девелоперской компании РТМ.

Между тем трудности российских ритейлеров только на руку западным сетям и инвесткомпаниям. На рынке ждут падения мультипликаторов для оценки стоимости покупки небольших региональных сетей, считает управляющий директор фонда "Ренова Капитал" Олег Царьков. "Если раньше эти сети могли продать бизнес за 0,8-1 годовой выручки, то сейчас средний мультипликатор — 0,5-0,7", - указывает эксперт. Нестабильное финансовое положение отечественных торговцев делает их более податливыми в переговорах с западными ритейлерами: в прошлом году о выходе в Россию заявляли такие розничные гиганты как Wal-Mart, Carrefour, Tesco, H&M.

Pro
Гайд по этикеткам: как выбирать продукты с умом
Pro
Как в разных странах решается проблема дефицита водителей-дальнобойщиков
Pro
Почему ученые больше не считают СДВГ отклонением — The Economist
Pro
Трамп собирается подмять под себя ФРС. Как это повлияет на экономику
Pro
С какой суммы налоговая заинтересуется деньгами, поступающими на карту
Pro
Лицо «нового мира»: что предсказывает на 2025 год обложка The Economist
Pro
Барщина 2.0. Почему четырехдневка может спасти рынок труда в России
Pro
Как найти клиентов за рубежом и получать до $120 в час — взгляд айтишника