Локальные производства набирают обороты в сегменте питьевой воды
На его долю приходится по разным оценкам от 40 до 60% всего рынка безалкогольных напитков по объему. Прирост продаж минеральных вод в год по одним данным составляет 10-15%, по другим – 15-25% ежегодно. Такая ситуация объяснима: на фоне улучшения благосостояния населения и пропаганды здорового образа жизни потребительские предпочтения смещаются в сторону более "натуральных" альтернатив газированных напитков – к воде и сокам, отмечает "Бизнес-аналитика".
При этом среднедушевое потребление воды все еще остается невысоким – около 24 литров на душу населения, тогда как в Европе этот показатель в разы больше.
Говоря об основных игроках российского рынка минеральной и питьевой воды, необходимо назвать крупнейшие международные концерны как The Pepsi Bottling Group, владеющий маркой "Аква минерале", и The Coca-Cola Company, которому принадлежит брэнд "БонАква". Эти бренды за счет мощной рекламной кампании хорошо зарекомендовали себя в глазах потребителя и активно представлены в рознице. При этом на рынке питьевой и минеральной воды четко прослеживается тенденция: в каждом крупном регионе работает большое количество местных производителей, которые определяют структуру региональных рынков. Локальные производители в сегменте питьевой и минеральной воды занимают две трети рынка и сохраняют свои позиции из года в год.
Как отметил в эфире РБК-ТВ в программе "В фокусе" генеральный директор компании "Висма" Валерий Герюгов, в тоже время реклама воды международных концернов приносит пользу нашим производителям. Потребитель запоминает из рекламы, что вода - это залог его здоровья, и уже потом делает выбор в пользу того или иного товара. При этом в экспертном сообществе говорят, что только у нас питьевую "отфильтрованную" воду или "мертвую" воду (так ее еще называют) могут продавать под названием "Аква минерали", хотя название создает иное впечатление в глазах потребителей.
В то же время на рынке питьевой воды растет доля private label в розничных сетях. Сегодня доля частной марки на рынке питьевой и минеральной воды составляет около 4%. Но в отдельных городах, где концентрация современной торговли высока, она занимает большую часть рынка. Например, в Санкт-Петербурге на долю питьевой воды под брендом торговой сети приходится почти 13% рынка.
Однако мнения участников и экспертов рынка не однозначны по поводу развития производства private label в сегменте питьевой воды. С одной стороны, частная марка питьевой воды воспринимается как логическое продолжение роста торговых сетей. С другой, питьевая вода - это продукт с определенными качественными и функциональными характеристиками, который потребитель выбирает под себя. "Частная марка имеет право жить там, где отсутствует лояльность покупателей к определенной марке воды. Но в свою очередь нет продукта-полиглота, который бы удовлетворял всю категорию потребителей", - резюмирует директор по работе с клиентами компании "Nielsen Россия" Илона Лепп.
Что касается перспектив развития рынка питьевой воды, то, по мнению экспертов, темпы роста продаж питьевой и минеральной воды сохранятся. В России потребление питьевой воды на человека меньше, чем в Европе, около 24 литров на душу населения, а в Европе в разы больше. Ожидаются также и структурные изменения на рынке. Вероятнее всего, как показывают маркетинговые исследования, они будут связаны с увеличением доли премиальной продукции и ростом популярности воды в оригинальной упаковке и крупной таре. Также перспективным рынком для отечественных производителей может стать Китай, где особенно сильная нехватка воды ощущается – там проживает около 1/5 от всего мирового населения, на которое приходится лишь 7% всех мировых запасов воды.