Общество, 11 мая 2007, 20:41

Россия дает прикурить на экспорт

Российский рынок табачной продукции в 2006г. вырос на 2,3% по сравнению с 2005г., составив 413 млрд сигарет. Любопытно, что в результате насыщения внутреннего спроса увеличивается экспорт сигарет "made in Russia" (почти на 16% в 2006г.), причем в данной ситуации экспортируется "переработка" в чистом виде: табак и прочие ингредиенты для изготовления сигарет российские предприятия импортируют из-за рубежа.
Читать в полной версии

Табачный бизнес один из наиболее прозрачных и отрегулированных в РФ, – подчеркивает в эфире телеканала РБК Вадим Желнин, гендиректор Ассоциации "Табакпром". Рынок сигарет поделен между транснациональными корпорациями (ТНК). И, как рассказал гость программы "В фокусе", конкуренция между ТНК в России обострена до предела. В связи с бесконечными антитабачными кампаниями в США и ЕС их заинтересованность в России лишь увеличивается. ТНК уже инвестировали в производство сигарет в России более 1,5 млрд долларов в период с 1992 по 2000гг.

При этом на рынке продолжаются процессы объединения активов и концентрации производства (недавнее поглощение Japan Tabaco International Group – Gallaher Liggett-Ducat, безусловно, выводит JTI и в лидеры российского рынка). В ближайшее время, вероятно, слияние Imperial Tabaco и Altadis, – прогнозирует В.Желнин. И это отражает международную тенденцию – укрупнения табачного бизнеса, которому наступает на хвост Международная же антитабачная конвенция. Кстати, правительство РФ еще не ратифицировало ее и, соответственно, не внесло на рассмотрение в Госдуму.

"Произведенные в стране сигареты экспортируются в 20 стран мира и в расширении экспорта заинтересованы не только компании, но и правительство, – объясняет В.Желнин. "В тоже время Украина уже ратифицировала конвенцию. А вопрос ее подписания в РФ является, скорее, предметом политических дискуссий. Ведь в течение 5 лет (после ратификации) еще можно менять законодательство: это не ВТО. Тем не менее, никто не спешит…", – говорит эксперт РБК, руководитель проекта "Потребительский рынок", Надежда Геращенко.

Конвенция предполагает рост налогов и цен на табачную продукцию, ограничение ее рекламы, увеличение "пятен" предупреждающих надписей до 30-50% площади упаковки (пока депутаты ГД договорились только о 10%) и т.д. Но, по словам В.Желнина, индустрия относится к подписанию конвенции спокойно и, в принципе, давно готова к ней. "Но не надо забывать о ВВП на душу населения в странах ЕС и в России – вот почему там цены выше… – обращает внимание эксперт. – К тому же акцизы в России и без того растут, и скорость их роста соответствует темпам экономического развития".

Можно добавить, что последний закон о рекламе закрыл для сигарет и ключевой канал распространения – щитовую рекламу. Хватает и норм, направленных на борьбу с подростковым курением. – Тем не менее, на практике законодательство не соблюдается. "Важно добиться реализации принятых норм, а не нагромождать новые", – сетует В.Желнин. При этом важно отметить, что доля контрабандной и контрафактной табачной продукции в России не превышает 1%, когда в ЕС по разным данным работает около 22 подпольных фабрик.

Несмотря на насыщение российского рынка довольно трудно оценить число курильщиков в России. Хотя можно судить о тенденциях: например, все чаще табачники предпочитают сигареты "с фильтром". Производство сигарет "без фильтра" сократилось в 2006г. на 17,8%, а "с фильтром" увеличилось на 5,3%. Впрочем, в России традиционно предпочитают "крепкие" сигареты, говорят эксперты. Кстати, конвенция запрещает публичным деятелям употреблять подобные сравнения: крепкие, слабые – все одно "вредит вашему здоровью". В тоже время все большую популярность приобретают "легкие", так называемые "дамские" сигареты.

Впрочем, табачные компании стараются присутствовать во всех ценовых сегментах, но неизменным остается "средний": курильщики из низшего ценового сегмента переходят в средний, а из него – в "премиум" и т.д. Именно насыщение среднего (как говорят маркетологи – популярного) сегмента "10-15 рублей" и было главной задачей последних двух лет, – считает Н.Геращенко.

Остается добавить, что табачная отрасль в виде налогов внесла в бюджет России в 2006г. 50 млрд рублей. По данным Росстата, в РФ курят около 63% населения (данные В.Желнина меньше – 40 млн человек), половина курящих, по официальной статистике, – женщины. Страна занимает первое в мире место по курению среди подростков. 375 тысяч россиян ежегодно умирают из-за болезней, вызванных курением (рак гортани и легких, хронический бронхит и сердечно-сосудистые заболевания).

Всего в мире, по данным ВОЗ, насчитывается 1,5 млрд курильщиков. Больше всех курят граждане Монголии (67,8% совершеннолетних), на втором месте Китай (66,9%), далее – Кения (66,8%), Камбоджа (66%) и Намибия (65%). На шестом месте Армения – 64%, где курят даже на бензоколонках. Надо понимать, что следом идет Россия – однако, в последнем отчете ВОЗ Россия, как и США, вообще не была упомянута. В отчете за 2005г. ВОЗ отводила стране 4-е место по количеству курильщиков.

Pro
Почему 20% бизнесменов психопаты и как работать под их руководством
Pro
«Верните деньги». Суды завалены исками против образовательных сервисов
Pro
Почему жаворонки чаще преуспевают в бизнесе
Pro
Черный закат. Почему западные компании массово покидают Африку
Pro
Будьте иллюминатором: как строить крепкие эмоциональные связи
Pro
Ленивые и богатые: как зумеры становятся самым зажиточным поколением
Pro
Ваш бизнес «родился» в начале 1990-х: как сохранить его сегодня
Pro
Какими активами вы реально владеете: 5 ошибок инвентаризации