Общество, 11 мая 2018, 23:44

Ректоры раскритиковали систему оценки качества вузов

Ректоры ряда крупнейших вузов России и представители Минобрнауки выступили с критикой системы аккредитации университетов. По мнению участников совещания, прошедшего в ВШЭ, действующая система оценивает лишь формальные показатели
Читать в полной версии
Фото: Алекс Аминев / РИА Новости

В Высшей школе экономики 11 мая состоялось совместное экспертное заседание ассоциации «Глобальные университеты» и Ассоциации ведущих университетов, сообщили РБК в пресс-службе ВШЭ. Участники заседания, на котором присутствовали ректоры ряда крупнейших российских вузов, представители правительства и аппарата президента, пришли к выводу, что существующая система аккредитации вузов ошибочна.

В распоряжении РБК есть копия проекта решения по итогам заседания и список его участников. В ходе дискуссии эксперты пришли к выводу, что существующая система оценки вузов не дает достоверной информации о качестве образовательного процесса. «Вместо того чтобы стимулировать появление улучшений, существующая система лишь фиксирует недостатки», — говорится в заявлении. «В ходе государственной аккредитации, предусмотренной законом «Об образовании в Российской Федерации», проверяется не качество образования, а технические условия реализации образовательного процесса. Это прежде всего кадровые, финансовые и материально-технические аспекты работы вуза, а также ее соответствие требованиям нормативных документов. Содержательные аспекты образовательного процесса, качество подготовки студентов и выпускников остаются за ее рамками», — указано в документе.

Для изменения текущей ситуации участники заседания предложили разработать новую «комплексную» систему оценки образовательного процесса в высших учебных заведениях. В частности, было предложено передать ответственность за проведение проверок от Рособрнадзора к «уполномоченным Рособрнадзором профессиональным ассоциациям, федеральным учебно-методическим объединениям совместно с профильными советами по производственным квалификациям». С этой целью участники заседания предлагают Минобрнауки России совместно с Национальным советом при президенте разработать соответствующую нормативную базу.

В качестве критериев оценки работы вузов предлагается анализировать качество научной и проектной работы, проводить независимое тестирование студентов, оценивать средний заработок выпускников, соотношение зарплаты педагогических работников со средней по региону, количество доступных цифровых библиотек и использование открытых онлайн-курсов.

Кроме того, как указывается в проекте решения по итогам заседания, участники совещания предложили правительству «провести эксперимент по отмене аккредитационных процедур для вузов, имеющих право на собственные образовательные стандарты», и испытать новую предложенную систему оценки университетов.

Участие в совещании приняли помощник президента и экс-министр образования Андрей Фурсенко, замглавы Минобрнауки Григорий Трубников, руководитель фонда «Талант и успех» Елена Шмелева, руководитель ФАС Игорь Артемьев, ректоры ВШЭ, СПбГУ, МФТИ, Финансового университета при правительстве, Южного федерального университета и других вузов.

РБК направил запрос в Минобрнауки и Рособрнадзор.

В настоящее время аккредитацию образовательных учреждений проводит Рособрнадзор. В его структуру входит специализированное «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования» (ФБГУ «Росаккредагентство»).

Что такое «невидимый» день и зачем его проводить
Сроки в IT снова горят: как менеджеру в этом может помочь вайб-кодинг
Что успеть сделать в бухгалтерии и кадрах до конца 2025 года — чек-лист
Цифровой скептицизм: как научить сотрудников не верить на слово
Власти обсудят «контрмеры» против ЕБРР и Нефтяного фонда Норвегии
Как импортерам оптимизировать издержки в условиях неизбежного обеления
Эксперты увидели риски для реализации ГЧП-соглашений в ряде регионов
Китайское похмелье: снижение цен на байцзю указывает на большие проблемы