Общество, 11 июн 2014, 19:08

Госдума одобрила законопроект о черных списках авиапассажиров

Госдума приняла в первом чтении законопроект о черных списках авиапассажиров, сообщает корреспондент РБК из зала парламента.
Читать в полной версии
Фото: Depositphotos

Согласно законопроекту, авиаперевозчики получат право составлять черные списки авиапассажиров и в одностороннем порядке отказывать им в допуске на самолет и оказании услуг. В списки будут попадать лица, которые за последние пять лет допустили "нарушение правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение распоряжений командира воздушного судна".

Кроме того, авиакомпании будут "вправе" публиковать списки, но где именно, в тексте не указывается. Законопроект внесли в Госдуму 5 апреля 2012г.

К законопроекту были замечания, в частности касавшиеся возможности публикации черных списков, сказал журналистам в среду соавтор документа, депутат ЛДПР Ярослав Нилов. "Но это положение не концептуально, - отметил депутат. - Ко второму чтению документа его авторы готовы обсуждать возможность исключения нормы о публикации таких списков, в таком случае компании смогут составлять черные списки, пользоваться ими, не публикуя".

Член комитета Госдумы по траспорту Андрей Андреев при рассмотрении законопректа в первом чтении отметил, что предлагаемая норма о публикации черных списков входит в противоречие с федеральным законом о персональных данных, "так как формировать и публиковать данные списки граждан возможно только при условии наличия их согласия, оформленного в установленном законом порядке".

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что российские авиакомпании и сейчас составляют черные списки пассажиров, поведение которых "вызывало различные проблемы у других пассажиров и членов экипажа воздушных судов". Среди таких компаний - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Ямал" и закрывшийся лоукостер Sky Express. Эта практика, указывается в записке, является общемировой. Однако из-за составления списков российскими компаниями "могут возникать серьезные проблемы, в том числе финансового характера".

Так, в Воздушном кодексе не указано право перевозчика не заключать договор на перевозку. "Отсутствие юридического закрепления данного права перевозчика может вызвать коллизии, связанные с обязанностью коммерческой организации в соответствии со ст.426 Гражданского кодекса Российской Федерации заключать публичный договор с гражданами, желающими его заключить и считающими их занесение в так называемый черный список нарушением своих гражданских прав", - подчеркивается в записке.

Как при этом эти юридические коллизии будут решаться, в законопроекте не указывается.

Каждый год на рейсах "Аэрофлота" происходят 400-450 инцидентов с участием дебоширов, пояснил РБК представитель компании. То есть по одному-два ЧП в день, уточнил он. Чаще всего они происходят на дальних рейсах, когда полет длится от 8 до 13 часов. Это может быть Куба, Гоа, Таиланд, в которых любят отдыхать наши соотечественники. На сегодняшний день в условном черном списке авиакомпании около 2 тыс. человек.

В "Аэрофлоте" считают наше законодательство слишком мягким по отношению к авиадебоширам. По мнению представителей компании, необходимо кратно увеличить штрафы за правонарушения в полете, обеспечить неотвратимость наказания за дебош на борту и законодательно разрешить применение членами экипажа средств сдерживания. В США, например, авиадебоширы должны заплатить от 10 тыс. долл. за угрозы, шантаж членов экипажа на борту во время полета, беспокойное поведение в результате алкогольного опьянения, невыполнение указаний члена экипажа по обеспечению безопасности полета (например, курение, отказ пристегнуть ремни безопасности и т.п.). За попытку вмешательства в работу экипажа нарушителю грозит тюремный срок до 20 лет.

Григорий Набережнов, Светлана Бочарова, Мария Макутина

Pro
«Снова вырастут цены». Эйчары назвали отрасль с рекордным дефицитом людей
Pro
Все в долгах: почему растет бюджетный дефицит в развитых странах
Pro
«В Китае нет сетей вроде «Магнита»: что SPLAT понял о рознице Азии
Pro
От $80 тыс. за апартамент: где и за сколько можно купить жилье на Бали
Pro
Как проходит обмен замороженных активов: главные успехи и риски
Pro
Как заработать на дивидендах весной 2024-го: топ-10 российских акций
Pro
Открыть компанию за рубежом для россиян все сложнее. Где шансы еще есть
Pro
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы